Ереван - для столицы страны, у чьих границ, как тут говорят, скапливаются турецкие и азербайджанские войска, выглядел удивительно спокойно.
Армяне недавно перенесли мобилизацию (из страны не выпускали мужчин до 40 лет), поэтому они - впечатление - внимательно разглядывали русских: как снесут это испытание они? Ведь для армян перспектива уже завтра взять автомат и отправиться на войну, привычна. Здесь к ней относятся без истерики.
- А как на счет этого русские? - спрашивали у меня они.
Грозное утро 21 сентября 2022 года я встретил в ереванском аэропорту, где оказался по дьявольской случайности (запланированная за три недели раньше командировка выпала именно на этот исторический день). Там стояла толпа журналистов и зевак. Очень хотели встретить цунами «беглецов» из России, которое в этот момент должно было катиться сюда со всех возможных для перелетов городов России.
- При мобилизации ворчал народ? - спрашивал я мужичка-армянина с табличкой «Ирина Васильевна» в зале прилетов аэропорта.
- Конечно, нет - мы же сражаемся за свое существование, - воскликнул армянин.
Он оказался веселым фаталистом. Все втолковывал мне - что за Армению готов умереть. Правда, на войне он не был. Не получилось. Кадровик.
Но пообещал «по любому» отвоевать у турок Арарат.
- Вы серьезно? - поражаюсь. Хотя по опыту общения с воинственными армянами знал - серьезно.
Рейсы из России почему-то запаздывали. Куда-то пропал Челябинск - Ереван. Запропастились пара московских...
Но вот, наконец, русские пассажиры высыпались в зал прилета. Под хищные объективы видеокамер. И...
Телевизионщики стояли в унынии. Журналистского «клева» не было. Никто не признавался, что он «беглец». Все как на подбор туристы, «взявшие билеты еще в прошлом месяце». И, мол, непременно улетят обратно в Москву, буквально через неделю.
Но некоторых выдавал ошарашенный вид. И одновременно - растерянность, нервозный блеск в глазах.
Таких я видел в феврале-марте, когда волны иммиграции катились из России в Турцию и Сербию. И тогда казалось, что страх человеческий опустошит Россию. Но волны оказались схожими с морскими - сначала она катится вперед (в ужасе перед переменами), потом они бегут назад, на Родину, где родные и близкие.
Так и теперь.
- Когда я услышал, что мобилизации не будет, я купил билет, - рассказывал мне один парень лет 35.
Он сиял, словно выиграл в лотерею. Потому что теперь билетов в Армению на ближайшие рейсы нет категорически...
- А жить где будешь?
Машет рукой, мол, прорвемся.
А я уже не стал говорить, что в Ереване - столице перманентно воюющей, а значит небезопасной страны, из-за «русских волн» бешено подорожала аренда квартир. Жалкая двушка - полторы тысячи долларов. Что даже гостиницу он вряд ли снимет - они сейчас забиты встревоженными русскими.
И понятно - тут дело нервное. Тут надо успокоиться. Подумать.
- Мне тут пишут, что в Москве на паспортном контроле - все попрежнему, пропускают всех, - удивленно говорил русский белобрысый парень Миша, судя по рюкзачку, собиравшийся в дорогу аврально.
- Господи, когда это закончится? - спросил он кого-то наверху.
- Дай Бог, все скоро образуется, - сказал я. Хотя нет, попросил.