Найти в Дзене
Культурология для всех

Кого встретили жены-мироносицы внутри открытого гроба?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы закончили разбираться с 15-ой главой Евангелия от Марка.

Последняя шестнадцатая глава начинается рассказом о женщинах: Марие Магдалине, Мария Иаковлевой и Саломии. Они, на следующий день после еженедельного еврейского праздника, купили благовоний, чтобы умаслить тело почившего Иисуса:

“По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его” [Марк. 16:1].

Поскольку масло для умащения тела называется миро, то и женщин принято называть “мироносицы”.

Раз автор не желает объяснять нам кто они такие, я возьму на себя это бремя. Про Марию Магдалину известно, что Христос, после воскрешения изгонит из нее семь бесов, о чем Марк расскажет чуть позже. В католической традиции ее также отождествляют с кающейся грешницей и Марией, сестрой Лазаря. В православии такого нет.

-2

Про Марию Иаковлеву не прибавлю ничего к сказанному Марком в предыдущей главе:

“мать Иакова меньшего и Иосии” [Марк. 15:40].

Саломией считается жена Зеведея, мать Иакова и Иоанна Зеведеевых, известная нам из Евангелия от Матфея, но там не было названо ее имя. Кроме того, она дочь Иосифа от первого брака, т.е. сводная сестра Иисуса. Однако, об этом в тексте Нового завета, пока, ничего сказано не было.

-3

Добавлю, что у Матфея в 28 главе был другой список женщин: Мария Магдалина и другая Мария, и никаких благовоний они не принесли, а пришли, исключительно, посмотреть.

Отправились эти три женщины, упомянутые у Марка, в первый день еврейской недели ко гробу, размышляя о том, кто отвалит тяжелый камень, закрывающий вход. Придя они увидели, что камень, который их так беспокоил, отодвинут, а внутри сидит юноша в белой одежде. Они ужаснулись, а молодой человек сказал:

“Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен” [Марк. 16:6].

Заметьте, юноша здесь ангелом не называется. Он, от имени Христа, отправляет женщин с посланием к ученикам, назначая встречу в Галилее:

“Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам” [Марк. 16:7].

Вероятно, выделение здесь Петра из списка учеников, это дань уважения Марка своему учителю.

На этом 16-ая глава, как Вы понимаете, еще не заканчивается, продолжение в следующей публикации.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь