Развитию речи у детей необходимо уделять особое внимание. К трем годам малыш должен уметь строить фразы и простые предложения из нескольких слов. Речевые навыки сами по себе не появляются: с малышом нужно разговаривать, побуждать его делиться впечатлениями с помощью односложных предложений. Развитие речи хорошо поддается игровым приемам, когда взрослые через игру стимулируют разговорчивость малыша.
Пальчиковые и жестовые игры
Зачем развивать мелкую моторику, и каким образом она связана с развитием речи? Есть даже такое выражение "Ум ребенка-на кончиках его пальцев". Дело в том, что формирование речи зависит от слаженной работы обоих полушарий головного мозга. Мозговые центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому развитие мелкой моторики стимулирует и развитие речевых навыков. Если нет анатомических дефектов в строении речевого аппарата, малыш к 2-2,5 годам должен уметь соединять два или три слова для выражения своей мысли или желания.
К Пальчиковым играм относятся:
- Различные стихотворения и считалки для игр с пальчиками (Например, "Сорока-белобока", "Паровозик", "Кошка" и т.п.). В интернете их полно.
- Пальчиковый театр-отличный вариант игры для ручек. Можно также использовать перчатку с вышитыми на пальцах мордочками.
- Гимнастические пальчиковые игры-отличный способ приучить ребенка к исполнению пальчиками определенных движений.
- Творческие пальчиковые игры-укрепляют технические навыки владения разными инструментами, материалами, такими как бумага и пластические массы (пластилин, соленое тесто, глина)
Сенсорные игры, развивающие мелкую моторику
В первые годы жизни ребенок познаёт мир на ощупь и на вкус. Ему интересно всё потрогать, попробовать "на зуб", даже поломать. Это совершенно естественная деятельность, так как малыш попал в мир физических предметов и явлений. Предоставьте ему широкое поле деятельности для исследования и изучения нашего мира, будьте проводником в этом мире.
Список развивающих игр:
- раскладывание мелких предметов по ячейкам (например, в форму для заморозки)
- вылавливание ситом предметов из тазика с водой, потом сито замените на кухонные щипцы с эргономичной ручкой
- вылавливание предметов из кастрюли (без воды) половником
- работа с рамками-вкладышами
- катание машинки с грузом по дороге
- разбирать предметы на части и складывать их
- рвать вату, бумагу на кусочки
- игры с прищепками
- сортировать предметы (например, разные орехи и семечки)
- сортировать предметы по цвету, форме, величине
- переливание воды из разных емкостей
- просеивание муки/крупы через сито
- собирание пирамидки из колец
- собирание матрешки
- захват предметов пинцетом.
Также важно изучать мир на контрастах: горячо-холодно (вода в бутылках), жестко-мягко (пол, подушка), легкий-тяжелый (одна бутылка с малым количеством воды, вторая наполнена до половины), пустой-полный (одно ведерко пустое, второе с песком).
По мере взросления ребенка давайте сложные игры: пазлы, лото, конструкторы, мозаику и т. д. С двухлетнего возраста дети с интересом осваивают пластилин и поделочную глину.
Артикуляционные упражнения
Важно заниматься развитием артикуляционного аппарата: ребенок должен научиться внятно и членораздельно произносить звуки.
Упражнения для развития артикуляции у детей:
- имитировать игру на дудочке - дуть
- задувать свечку (нравится малышам)
- надувать мыльные пузыри (дети обожают эту игру)
- делать пузыри в стакане с водой через соломинку (булькать)
- сдувать песок/нарезанную бумагу/семена с тарелки.
- Можно играть с детьми в домик. Пусть малыш представит, что его щечки - это домик, а ротик - дверь. Мама осторожно стучит в домик по надутой щеке малыша, а он открывает дверь (ротик). Потом закрывает.
- Игра в лошадку - цокать язычком. Чтобы было веселее, нужно посадить ребенка на игрушечную лошадку: пусть едет и цокает язычком.
- Игра в воздушный шарик. Пусть малыш надует щечки и "лопнет" их пальчиком. Лопать может и мама: так веселее.
- Игры в прятки. В этой игре прячется язычок. Сначала малыш его высовывает как можно дальше, а потом прячет. Только объясните ребенку, что высовывать язычок можно только во время игры с мамой или папой: на улице в эту игру не играют.
Можно придумать много других упражнений и игр, в которых задействованы щеки и язык.
Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Это очень увлекательная игра с ребенком, который уже хорошо понимает речь взрослых. То есть, имеет достаточный пассивный словарь и развитое слуховое внимание. Например, родитель рассказывает о каком-то животном, а малыш должен озвучить это животное.
Например:
Родитель: "На лугу пасутся коровы".
Ребенок: "Мууу, мууу".
Родитель: "В гости к нам зашел щенок".
Ребенок: "Гав-гав".
Сначала малыш просто повторяет за мамой, а потом будет самостоятельно произносить нужные звуки. Можно купить книжку "Стихи-болтушки", где собраны стихотворения, побуждающие детей к имитации звуков мира и разговорчивости.
Дыхательная гимнастика
Эти упражнения с ребенком можно начинать делать в возрасте 1,5 годика.
- Громко-тихо. Нужно имитировать какое-нибудь животное, например, медведя или кота. Большой медведь/кот произносит звуки громко, а маленький медвежонок/котенок - тихо. Животных можно менять, чтобы ребенку было интересно участвовать в этой игре.
- Колесо и насос. Мальчишки любят эту игру, особенно если уже понимают немного в машинах. Сначала нужно изобразить колесо руками (сцепить пальцы обеих рук и крутить ими). Затем изобразить, что шина сдулась (медленно положить руки на плечи - правую на левое, левую на правое) и произносить звук "шшшшш".
- Дровосек - развивающее упражнение для мальчиков. Имитируем рубку дров. Произносим звук "ух", когда воображаемый топор опускается на полено.
- Фея. Если ребенок знаком со сказками и понимает, кто такие волшебники, можно с ним поиграть в магию. Попросите его взмахнуть "волшебной палочкой" (любой карандаш) и произносить звуки "ма, мо, му, мы", имитирующие магическое заклинание.
Чтение книг
Цель развивающих детских игр - побуждать детей произносить звуки и слова, и совместное чтение книг хорошо в этом помогает. Книжки покупайте с яркими картинками, чтобы они привлекали и заинтересовывали ребенка. Показывайте на рисунок и спрашивайте: "Кто это?". В начале вам придется самим отвечать на свой вопрос, но со временем ребенок начнет называть изображенных в книжке зверей или предметы. Выбирайте яркие детские книжки, в которых есть картинки с изображением деталей одежды, посуды и других бытовых предметов. Ребенок научится узнавать и называть предметы и действия.
Сюжетно-ролевые игры
Это очень полезные упражнения, способствующие развитию речи детей, во время которых у малыша возникает необходимость что-то сказать или озвучить действие. Для девочек естественно играть в "дочки-матери", для мальчиков в какую-нибудь битву или автогонки. Вне зависимости от пола подойдет игра "в магазин", где ребенок должен что-то купить и озвучить все действия словами. Лучше всего играть в такие игры, которые отражают жизнь самого малыша. Например, мишка идет на прогулку, ест, ложится спать, читает книжку и т. д. Это более близкое и понятное детям действие.
Сюжетно-ролевым играм можно учить детей с 9-10 месяцев, когда ребенок уже начинает интересоваться действиями игрушек. Например, ему можно начать демонстрировать, как куколка или собачка ходит, кушает, укладывается спать и т. д.
Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
Современные психологи поддерживают раннее развитие детей буквально с пеленок. Одной из систем раннего развития является методика Домана. Мнения о ней противоречивые, но у каждого свой взгляд на этот процесс. Например, некоторые родители считают, что нужно показывать ребенку настоящие предметы, а не изображенные на картинке. Но современные исследования убедительно доказали, что развитие детей невозможно без развития мозга. А мозг не видит разницы между виртуальным и реальным. Поэтому изображенный на картинке предмет он воспринимает так же, как и настоящий. Также продаются различные наборы с этой методикой.
Постоянно разговаривайте с ребенком
Научить ребенка говорить, если вы не инициируете постоянное с ним общение невозможно: с малышом нужно разговаривать. Причем постоянно побуждать к ответному действию: задавать вопросы, интересоваться чем-то. Например, после прогулки попросите малыша рассказать, что интересного он увидел на улице. Спросите, чем он занимался на улице, что делала мама и т.д.
Используйте методические пособия, развивающие речь, дидактический материал. Но никакие пособия не заменят эмоциональную речь родного человека-мамы. Для ребенка голос матери ассоциируется с лаской, заботой, безопасностью и другими важными моментами в жизни.
Пока ребенок не научился складывать слова во фразы, постоянно комментируйте свои действия. Это поможет малышу связать звуки с движением и запомнить слова и выражения. Родной язык маленький человек изучает, как иностранный, нужно об этом помнить. Помогайте ему быстрее освоиться в мире звуков.
Спасибо большое за внимание! Здоровья вам и вашему малышу! Подписывайтесь на канал "Краски детства", чтобы не потерять эту статью, а также узнать много нового о воспитании и материнстве, об интересных играх и развлечениях для детей.
#развитие ребенка #развитие речи ребенка #развитие речи #развитие детей #дети и родители #речь ребенка #игры для развития речи #игры для развития #речевые навыки ребенка #дети