Найти в Дзене

Расстройства личности

«В каждом человеке намешано всего понемножку ,а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность» (А.и Б.Стругацкие) Расстройства личности представляют собой комплекс глубоко укоренившихся ,стойких и дезадаптивных(мешающих в жизни) личностных черт , обусловливающих специфическое восприятие и отношение к себе и окружающим ,снижение социального приспособления и ,как правило ,субъективный дистресс. Возникают они чаще в подростковом или даже детском возрасте и пронизывают весь период взрослой жизни. Их проявления затрагивают все сферы личности - эмоционально-волевую(преимущественно) ,мышление и стиль межличностного поведения. Неподатливость дезадаптивных личностных черт делает их носителя неспособным шибко приспосабливаться к мешающимся требованиям повседневной жизни ,искать новые решения жизненных проблем. Характерен порочный круг: человек не видит себя так ,как его видят окружающие ,не сочувствует им. Из-за этого возникают межличностные конфликты ,срываются механизмы компе
Оглавление
«В каждом человеке намешано всего понемножку ,а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность»
(А.и Б.Стругацкие)

Расстройства личности представляют собой комплекс глубоко укоренившихся ,стойких и дезадаптивных(мешающих в жизни) личностных черт , обусловливающих специфическое восприятие и отношение к себе и окружающим ,снижение социального приспособления и ,как правило ,субъективный дистресс. Возникают они чаще в подростковом или даже детском возрасте и пронизывают весь период взрослой жизни. Их проявления затрагивают все сферы личности - эмоционально-волевую(преимущественно) ,мышление и стиль межличностного поведения.

Неподатливость дезадаптивных личностных черт делает их носителя неспособным шибко приспосабливаться к мешающимся требованиям повседневной жизни ,искать новые решения жизненных проблем. Характерен порочный круг: человек не видит себя так ,как его видят окружающие ,не сочувствует им. Из-за этого возникают межличностные конфликты ,срываются механизмы компенсации (защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков. Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности, как бы «компенсирующей» недостатки человека) ,что приводит к дальнейшему нарастанию конфликта ,ещё большей декомпенсации (бездействие защитных механизмов психики, обычно ведущее к ухудшению психологического состояния человека) ,усилению и стабилизации патологических личностных особенностей.

Динамика личностных нарушений

Задержка эмоционального развития личности приводит к эмоциональной лабильности (перепадам настроения) ,преобладанию эмоциональной оценки ситуации над интеллектуальной ,плохо контролируемому реагированию(человек будто себя не контролирует). Результатом задержки формирования личности на идеатопном этапе (12-16 лет) становится склонность к рассуждательству , отвлечённости , нерешительности и сомнениям. Недостаточная зрелость личности ,тугоподвижность и костность (твёрдость) установок , неспособность сформировать новую жизненную позицию - мешают адекватно оценить ситуацию.

Патохарактереологические реакции - это психогенно (обусловленные психологическими ,а не органическими причинами) обусловленные ,выраженные и стериотипно повторяющиеся отклонения в поведении , отличающиеся от нормальных его форм склонность к :

  • Генерализации (способности возникать в самых различных ситуациях и по различным ,зачастую незначительным ,поводам);
  • Стериотипности проявлений ,повторению клише (одних и тех же поступков по разным поводам);
  • Превышению потолка поведенческих нарушений , находящихся ,однако ,в соответствии с поведенческими девиациями(нарушениями) ,свойственными группе ,к которой принадлежит человек;
  • Социальной дезадаптация как итогу.

Выделяют следующие типы патохарактереологических реакций :

  • Оппозиция - характеризуется активным или пассивным противопоставлением себя окружающим;
  • Отказ - характеризуется отсутствием или снижением стремления к естественным контактам с окружающими;
  • Имитация - характеризуется стремлением к подражанию какому-либо лицу или образцу;
  • Компенсация - характеризуется стремлением скрыть или восполнить собственную несостоятельность в какой-либо области успехом в другой;
  • Геперкомпенсация - характеризуется стремлением достичь успеха именно в той области деятельности ,в которой отмечается несостоятельность;
  • Эмансипация - характеризуется склонностью к подчёркнутой собственной самостоятельности и независимости;
  • Группирование - характеризуется неспособностью к самостоятельной деятельности и стремлением решить собственные проблемы посредством группировки с другими людьми.

Преходящие расстройства личности - включают расстройства личности ,при которых отсутствует окончательно сформированная патологическая структура ,а дисгармония характера носит частичный и обратимый характер. Хронические расстройства личности проявляются всегда ,везде и в любых обстоятельствах.

Вторичное изменение личности - характеризуется постоянным нарушением личности ,которое представляет собой изменение по сравнению с предыдущей характерной моделью личности (у человека будто меняется характер).

Хроническое изменение личности после переживания экстремальной ситуации - у взрослых в условиях массивной психологической травматизации развивается затяжное реактивное состояние (шок) с рецидивирующим течением , переходящим в постреактивное развитие личности с депрессивными , возбудимыми и инфантильными чертами (Магомед-Эминов М.Ш.,2006 г.)

-2

Классификация расстройств личности

В соответствии с МКБ-11 расстройство личности (РЛ) характеризуется проблемами в функционировании аспектов самости (например ,самоидентичности , самооценке ,точности самовосприятия ,самоконтроле) или в межличностной дисфункции (например ,способности развивать и поддерживать близкие и взаимодополняющие отношения ,понимать позиции других и разрешать конфликты в отношениях) ,которые сохраняются в течение длительного времени.

Расстройства личности проявляются в моделях познания ,эмоционального опыта ,эмоционального выражения и поведения ,которые являются неадаптивными и проявляются в целом ряде личных и социальных ситуаций. Модели поведения , характеризующие расстройство ,не укладываются в нарушения развития и не могут быть объяснены в первую очередь социальными или культурными факторами ,включая социально-политический конфликт. Расстройство связано с выраженным дистрессом или заметными нарушениями в личной ,семейной ,социальной ,образовательной ,профессиональной или других важных сферах жизни человека.

Общими для РЛ считаются следующие диагностические критерии :

  1. Внутренние переживания и поведение человека в целом существенно и постоянно отклоняются от культурно принятого диапазона; такое отклонение должно проявляться более чем в одной из следующих сфер : когнитивная ,эмоциональная , коммуникативная и сфера самоконтроля;
  2. Недостаточная адаптивность или другие дисфункциональные особенности обнаруживаются в широком диапазоне личностных и социальных ситуаций;
  3. В связи с 2 пунктом отмечается личностный дискомфорт или неблагоприятное воздействие на социальное окружение;
  4. Отклонение является стабильным и длительным ,начинаясь в старшем детском или подростковом возрасте;
  5. Отклонение не может быть объявлено как проявление или последние других психических расстройств зрелого возраста ,а также органического поражения мозга.

Выделяется подпороговый уровень расстройства ,который обозначен как личностные трудности (акцентуации личности) и помещён в МКБ-11 в группу «Проблемы ,связанные с межличностным взаимодействием» в главе «Факторы ,влияющие на состояние здоровья или контакты с медицинскими службами».

Акцентуации личности - это крайние варианты личностной нормы ,проявляющиеся как чрезмерное заострение отдельных черт личности , вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и повешенной устойчивости к другим. Эти проявления становятся вполне очевидными в подростковом возрасте ,обычно на фоне семейных проблем.

Ранжирование по степени тяжести позволяет учесть то ,что ,хотя РЛ и предполагается как пожизненный диагноз ,его выраженность может изменится с течением времени. В МКБ-11 выделена 3 степени выраженности личностных нарушений (лёгкая ,умеренная и тяжёлая) ,каждая из которых может включать в себя как один ,так и несколько дисфункциональных признаков.

Лёгкое расстройство личности:

Все общие диагностические требования для РЛ выполнены. Нарушения влияют на некоторые области функционирования личности ,но не другие ,и могут не быть очевидными в некоторых условиях. Есть проблемы во многих межличностных отношениях или в выполнении ожидаемых профессиональных и социальных ролей ,но некоторые отношения поддерживаются и/или некоторые роли успешно выполняются.

Лёгкое расстройство личности обычно не связано с существенным вредом для себя или других ,но может приводить к существенному дистрессу или нарушениям в личной ,семейной ,общественной ,образовательной ,профессиональной или других важных сферах жизни человека ,либо в ограниченной сфере (например ,любовных отношениях или хобби) или присутствует в других областях ,но мягче.

Чувство личности человека может быть несколько противоречивым и несовместимым с тем ,как его воспринимают окружающие. Человеку трудно оправиться от травм ,связанных с самооценкой. Способность человека ставит соответствующие цели и работать для их достижения поставлена под угрозу; человек испытывает трудности с обработкой даже незначительных неудач. Может иметь конфликты с руководителями и коллегами ,но ,как правило ,способен поддерживать занятость.

Ограничения человека в способности понимать и оценивать взгляды других людей создаёт трудности в развитии близких и взаимно удовлетворяющих отношений. В некоторых отношениях может быть отчуждённость ,но отношения чаще характеризуются периодическими или частыми ,незначительными конфликтами ,которые не настолько серьёзны ,чтобы вызвать серьёзные и длительные нарушения.

В качестве альтернативы отношения могут характеризоваться зависимостью со стремлением предотвращения конфликтов ,уступами другим ,даже с некоторым ущербом для себя. В условиях стресса могут быть некоторые искажения в ситуационных и межличностных оценках человека ,но поверка реальности остаётся нетронутой.

Умеренное расстройство личности:

Все диагностические требования для РЛ выполнены. Нарушения затрагивают несколько сфер личностного функционирования. Однако некоторые области функционирования личности могут пострадать меньше. Существует заметные проблемы в большинстве межличностных отношений и исполнения самых ожидаемых социальных и профессиональных ролей ,в некоторой степени всё же сохранных. Наблюдаются конфликты ,избегание ,уход в себя ,или экстремальные зависимости.

Специфические проявления нарушений личности ,как правило ,средней тяжести. Умеренное РЛ иногда связано с причинением вреда себе или другим людям и с выраженным снижением в личной ,семейной ,общественной ,образовательной ,профессиональной или других важных сферах деятельности ,хотя функционирование в ограниченных областях может быть сохранено.

Человек может проявлять мало искреннего интереса или усилий к устойчивой занятости. Основные ограничения в способности понимать и оценивать перспективы других препятствуют развитию близких и взаимно удовлетворяющих отношений. Человек демонстрирует плохой эмоциональный самоконтроль перед лицом неудач ,часто становясь очень расстроенным и легко опуская руки. И наоборот ,может неоправданно упорствовать в достижении целей которые не имеют шансов на успех.

Во время кризиса самоидентификация может стать непоследовательной. Человек имеет значительные трудности в поддержании позитивной самооценки или ,наоборот ,имеет нереально позитивную самооценку ,которая не изменяется доказательствами обратного. В условиях стресса отмечаются искажения в ситуационный и межличностной оценке личности. Могут быть лёгкие диссоциативные состояния или убеждения или восприятия ,напоминающие психотические (например , параноидальные идеи).

Тяжёлое расстройство личности:

Все общие диагностические требования для РЛ выполнены. Существуют серьезные нарушения во многих областях функционирования личности.

Проблемы межличностного общения серьёзно влияют практически на все отношения ,а способность и желание выполнять ожидаемые социальные и профессиональные роли отсутствует или серьёзно скомпрометированы. Специфические проявления нарушений личности являются серьёзными и затрагивают большинство ,если не все ,области функционирования личности. Тяжёлые РЛ часто связаны с причинением вреда себе или другим людям и серьёзными нарушениями во всех или почти всех сферах жизни ,включая личную ,семейную ,социальную , образовательную ,профессиональную и другие важные области функционирования.

Человек ,как правило ,не в состоянии ставить и преследовать реалистичные цели. В межличностных отношениях ,если таковые имеются , отсутствует взаимность; они поверхностные ,крайне односторонние ,нестабильные или конфликтные ,честно на грани насилия. Семейные отношения отсутствуют (несмотря на наличие живых родственников) или омрачены значительными конфликтами.

Человеку крайне трудно распознать нежелательные эмоции. Он не желает или не может поддерживать постоянную занятость из-за отсутствия интереса или усилий ,плохой работы , межличностных трудностей или неподобающего поведения (например ,из-за нежелания или неспособности подчиняться). В условиях стресса возникают крайние искажения в ситуационной и межличностной оценке человека. Часто наблюдаются диссоциативные состояния или психотические убеждения или восприятия (например , параноидальные реакции). Такие люди полностью идентифицируются со своими отклоняющимися поведенческими стереотипами ,поэтому мотивацию для коррекции следует создать в процессе терапии.

Раздел личностных расстройств в МКБ-11 включает в себя 6 личностных моделей : негативная аффективность ,отгороженность ,антисоциальность , расторможенность ,ананкастность и пограничность.

-3