Найти в Дзене

Психоаналитическая теория (З.Фрейд)

Основателем психоанализа считается Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.) Работая со взрослыми пациентами Фрейд пришёл к выводу ,что болезни взрослой личности определяются переживаниями детства. Он сделал 2 открытия ,которые составили основу его учения : 1)открытие бессознательного 2)сексуального начала человеческого поведения. З.Фрейд считал ,что переживания детства носят сексуальный характер. Сексуальность в психоанализе понимается очень широко. Сексуальность ребёнка не сводится к сексуальности взрослого человека. Сексуальным называется всё то ,что доставляет телесное удовольствие (еда ,купание ,опорожнение кишечника ,поцелуи и ласки). В психоанализе большое внимание уделяется именно телу человека. Психика человека связана с функциями мозга. В психоанализе опыт ,который человек приобретает в ходе жизни проходит через телесные переживания. Детские сексуальные переживания остаются на бессознательном уровне. Чтобы вывести их на сознательный уровень требуется особый метод. Этот метод также разраб

Основателем психоанализа считается Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.)

Работая со взрослыми пациентами Фрейд пришёл к выводу ,что болезни взрослой личности определяются переживаниями детства. Он сделал 2 открытия ,которые составили основу его учения : 1)открытие бессознательного 2)сексуального начала человеческого поведения.

З.Фрейд считал ,что переживания детства носят сексуальный характер. Сексуальность в психоанализе понимается очень широко. Сексуальность ребёнка не сводится к сексуальности взрослого человека. Сексуальным называется всё то ,что доставляет телесное удовольствие (еда ,купание ,опорожнение кишечника ,поцелуи и ласки). В психоанализе большое внимание уделяется именно телу человека.

Психика человека связана с функциями мозга. В психоанализе опыт ,который человек приобретает в ходе жизни проходит через телесные переживания.

Детские сексуальные переживания остаются на бессознательном уровне. Чтобы вывести их на сознательный уровень требуется особый метод. Этот метод также разработан Фрейдом и носит название - метода свободных ассоциаций.Этот метод не применим для исследования детей раннего возраста. Они ещё не способны к свободным ассоциациям ,также у них ещё недостаточно развита речь.

Все свои выводы З.Фрейд строил на основе работы со взрослыми пациентами. Но современники Фрейда попытались использовать эти методы в работе с детьми. В итоге была разработана теория травм(сосредоточенная на вытеснении из сознательного в бессознательное). Согласно этой теории ребёнок это потенциальный травматик ,который испытывает множество травм в своей жизни. Первая подобная травма - это травма рождения. «Никогда человек не бывает так близок к своей смерти ,как в момент своего рождения». В момент рождения создаётся резервуар тревоги ,который проявляется,когда человек встречается с трудностями во взрослом возрасте. О Ранк написал книгу «Травмы рожления» ,просвещенные данному явлению .

Следующей травмой в жизни ребенка становится травма отнятия ребёнка от груди. А после нее идеи травма отнятия любви отцом - которая даёт ребенку понять ,что его мать любит не только его.

Ребенок не может долго испытывать негативные переживания ,и эти переживания переносятся на бессознательный уровень. Там они сохраняются и дают о себе знать в трудные минуты его взрослой жизни.

Травма всегда имеет внешнюю причину . Поэтому в психоанализе сторонники теории травм рассматривают ребенка как жертву внешних обстоятельств.

Теория влечений (которая основывается на сексуальном начале),которой придерживался сам Фрейд ,Анна Фрейд и др. Рассматривает ребёнка рассматривают как виновника ,если он не умеет контролировать свои влечения. Задача развития в этом случае - научиться контролировать свои влечения. «Там где были влечения («Оно» или «Ид») должно стать "Я"»

-2

На основе этих открытий Фрейд высказал гипотезы о том ,как строится человеческая личность. Человеческая личность согласно его структурной теории личности ,состоит из 3-х инстанций : 1)«Оно»(Ид) - самое глубокое начало души ,которое насыщено энергией влечения (сексуальной/либидоносной). Влечения стремятся к осуществлению и их осуществление - доставляет удовольствие. Поэтому эта инстанция как «бушующий котёл». Она руководствуется принципом удовольствия ;2)«Я»(Эго) - руководствуется принципом реальности. Есть желания ,но не всякие желания можно осуществить. Эта инстанция контролирует инстанцию «Оно».3)«Сверх-Я»(Супер-Эго) - в ней закреплены моральные ценности и нормы поведения человека в обществе. Она выполняет функцию совести ,цензора и критика по отношению к тому ,какое решение принимает инстанция «Я».

Итак ,личность в психоанализе - это динамическое взаимодействие взаимопобуждающих и сдерживающих сил.

Невротик ,это человек «Я» которого находится в тисках между «Оно» и «Сверх-Я» (между желанием и запретом на его осуществление). Его личность закрыта для взаимодействия с внешним миром. Ни одно из существующих желаний он не в состоянии осуществить.

В личности обычного человека у инстанции «Оно» есть дно - те желания ,которые никогда не будут осуществлены (например убийство) ,однако часть других желаний входящих в эту инстанцию может быть осуществлена. Также часть инстанции «Сверх-Я» становится частью инстанции «Я». Кроме того существует инстанция «Идеал Я» - которая является частью «Сверх-Я» и означает то ,к чему человек стремится. Постепенно «Идеал-Я» становится частью центрального «Я». С возрастом идеалы человека меняются и части «Идеал-Я» вытесняются и заменяются другими. Нормально развивающаяся личность открыта для взаимодействия с внешним миром.

Разница между нормальной и невротической личностью заключается в динамическом взаимодействие взаимопобуждающих и сдерживающих сил.

Личность не дана человеку от рождения ,она развивается на протяжении его жизни.

-3

Движущей причиной в развитии личности психоанализ считает влечение. Термин «влечение» во многих переводах трактуется как «инстинкт». Но слово «инстинкт» многозначно и всегда необходимо определять какое значение складывается в это понятие.

Влечение - это действие вызывающее удовольствие. В психоанализе это действие дифференцированное (различное).

Структура влечения :

  1. Побуждение - само желание
  2. Цель - получение удовольствия
  3. Объект - с помощью чего может быть достигнуто удовольствие.
  4. Орган тела - в котором побуждение возникает (эрогенная зона)

Эрогенная зона - зона концентрации сексуальной энергии.

Развитие личности в психоанализе - это переход сексуальной энергии по различным эрогенным зонам.

Эта гипотеза легла в основу концепции Зигмунда Фрейда о стадиях психосексуального развития личности.

Фрейд был сторонником теории влечений и сосредотачивал своё внимание на сексуальном начале человеческой личности. Считал ,что в момент рождения у человека ещё нет психической жизни ,поэтому акт рождения нельзя рассматривать как психическую травму.

-4

Использовано для статьи : лекции

О Ф.Обуховой «Психология развития и возрастная психология »