Основателем психоанализа считается Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.)
Работая со взрослыми пациентами Фрейд пришёл к выводу ,что болезни взрослой личности определяются переживаниями детства. Он сделал 2 открытия ,которые составили основу его учения : 1)открытие бессознательного 2)сексуального начала человеческого поведения.
З.Фрейд считал ,что переживания детства носят сексуальный характер. Сексуальность в психоанализе понимается очень широко. Сексуальность ребёнка не сводится к сексуальности взрослого человека. Сексуальным называется всё то ,что доставляет телесное удовольствие (еда ,купание ,опорожнение кишечника ,поцелуи и ласки). В психоанализе большое внимание уделяется именно телу человека.
Психика человека связана с функциями мозга. В психоанализе опыт ,который человек приобретает в ходе жизни проходит через телесные переживания.
Детские сексуальные переживания остаются на бессознательном уровне. Чтобы вывести их на сознательный уровень требуется особый метод. Этот метод также разработан Фрейдом и носит название - метода свободных ассоциаций.Этот метод не применим для исследования детей раннего возраста. Они ещё не способны к свободным ассоциациям ,также у них ещё недостаточно развита речь.
Все свои выводы З.Фрейд строил на основе работы со взрослыми пациентами. Но современники Фрейда попытались использовать эти методы в работе с детьми. В итоге была разработана теория травм(сосредоточенная на вытеснении из сознательного в бессознательное). Согласно этой теории ребёнок это потенциальный травматик ,который испытывает множество травм в своей жизни. Первая подобная травма - это травма рождения. «Никогда человек не бывает так близок к своей смерти ,как в момент своего рождения». В момент рождения создаётся резервуар тревоги ,который проявляется,когда человек встречается с трудностями во взрослом возрасте. О Ранк написал книгу «Травмы рожления» ,просвещенные данному явлению .
Следующей травмой в жизни ребенка становится травма отнятия ребёнка от груди. А после нее идеи травма отнятия любви отцом - которая даёт ребенку понять ,что его мать любит не только его.
Ребенок не может долго испытывать негативные переживания ,и эти переживания переносятся на бессознательный уровень. Там они сохраняются и дают о себе знать в трудные минуты его взрослой жизни.
Травма всегда имеет внешнюю причину . Поэтому в психоанализе сторонники теории травм рассматривают ребенка как жертву внешних обстоятельств.
Теория влечений (которая основывается на сексуальном начале),которой придерживался сам Фрейд ,Анна Фрейд и др. Рассматривает ребёнка рассматривают как виновника ,если он не умеет контролировать свои влечения. Задача развития в этом случае - научиться контролировать свои влечения. «Там где были влечения («Оно» или «Ид») должно стать "Я"»
На основе этих открытий Фрейд высказал гипотезы о том ,как строится человеческая личность. Человеческая личность согласно его структурной теории личности ,состоит из 3-х инстанций : 1)«Оно»(Ид) - самое глубокое начало души ,которое насыщено энергией влечения (сексуальной/либидоносной). Влечения стремятся к осуществлению и их осуществление - доставляет удовольствие. Поэтому эта инстанция как «бушующий котёл». Она руководствуется принципом удовольствия ;2)«Я»(Эго) - руководствуется принципом реальности. Есть желания ,но не всякие желания можно осуществить. Эта инстанция контролирует инстанцию «Оно».3)«Сверх-Я»(Супер-Эго) - в ней закреплены моральные ценности и нормы поведения человека в обществе. Она выполняет функцию совести ,цензора и критика по отношению к тому ,какое решение принимает инстанция «Я».
Итак ,личность в психоанализе - это динамическое взаимодействие взаимопобуждающих и сдерживающих сил.
Невротик ,это человек «Я» которого находится в тисках между «Оно» и «Сверх-Я» (между желанием и запретом на его осуществление). Его личность закрыта для взаимодействия с внешним миром. Ни одно из существующих желаний он не в состоянии осуществить.
В личности обычного человека у инстанции «Оно» есть дно - те желания ,которые никогда не будут осуществлены (например убийство) ,однако часть других желаний входящих в эту инстанцию может быть осуществлена. Также часть инстанции «Сверх-Я» становится частью инстанции «Я». Кроме того существует инстанция «Идеал Я» - которая является частью «Сверх-Я» и означает то ,к чему человек стремится. Постепенно «Идеал-Я» становится частью центрального «Я». С возрастом идеалы человека меняются и части «Идеал-Я» вытесняются и заменяются другими. Нормально развивающаяся личность открыта для взаимодействия с внешним миром.
Разница между нормальной и невротической личностью заключается в динамическом взаимодействие взаимопобуждающих и сдерживающих сил.
Личность не дана человеку от рождения ,она развивается на протяжении его жизни.
Движущей причиной в развитии личности психоанализ считает влечение. Термин «влечение» во многих переводах трактуется как «инстинкт». Но слово «инстинкт» многозначно и всегда необходимо определять какое значение складывается в это понятие.
Влечение - это действие вызывающее удовольствие. В психоанализе это действие дифференцированное (различное).
Структура влечения :
- Побуждение - само желание
- Цель - получение удовольствия
- Объект - с помощью чего может быть достигнуто удовольствие.
- Орган тела - в котором побуждение возникает (эрогенная зона)
Эрогенная зона - зона концентрации сексуальной энергии.
Развитие личности в психоанализе - это переход сексуальной энергии по различным эрогенным зонам.
Эта гипотеза легла в основу концепции Зигмунда Фрейда о стадиях психосексуального развития личности.
Фрейд был сторонником теории влечений и сосредотачивал своё внимание на сексуальном начале человеческой личности. Считал ,что в момент рождения у человека ещё нет психической жизни ,поэтому акт рождения нельзя рассматривать как психическую травму.
Использовано для статьи : лекции
О Ф.Обуховой «Психология развития и возрастная психология »