Найти тему

Демократия в Древнем Риме: какой она была

После того как в Риме свергли последнего царя в лице Тарквиния Гордого (509 г. до н.э), он стал именоваться республикой. Если перевести данный термин на доступный язык, то в нем будет два слова. Первое, это «рес» - дело, а второе «публика» - общий. Если сложить их в одно целое, то получается «общее дело». Это словосочетание очень близко по смыслу подходит к слову демократия, которое имеет греческое происхождение. Оно также имеет два слова, которые в целом и образуют понятие «демократии». На греческом языке «демос» - это народ, а «кратия» - власть. В итоге получается «народовластие». Вот и в древнем римском государстве стала проявляться власть народа.

-2

При управлении своими государствами римляне и греки не имели никакого равноправия. Даже Аристотель верно подметил, что большей властью обладают демагоги, которые своими действиями начинают создавать тиранию, а не демократию. Философ условно поделил понятие «народовластие» на пять видов, которые зависели от степени участия в государственных делах, происхождения и показателей богатства граждан. По его мнению самой худшей демократией признается режим, когда власть принадлежит простым людям, которые не хотят соблюдать законы. Только граждане в древнегреческих государствах имели свой голос на выборах и на судебных процессах. Все остальные не могли иметь каких-то прав. Сюда можно отнести лиц без гражданства и рабов. Полноправными гражданами считались мужчины, которые достигли своего совершеннолетия и воющими в рядах фаланги. Последний статус говорил о том, что человек может себе позволить купить оружие и снаряжение на собственные деньги, а не просто быть воином с определенными физическими кондициями и военного мастерства. Поэтому принято было считать гражданами тех, кто мог самостоятельно для себя приобрести воинскую амуницию, которая стоила довольно дорого и кто был родом с данной территории.

Статус политика в Древнем Риме

-3

В древнем Риме статус политика зависел от его состояния. Чем больше он имел денег, тем больше было влияния на народ и весомее его слово при решении государственных вопросов. После преобразований в политической сфере Сервия Туллия все граждане были разделены по классам. Всего их насчитывалось шесть и они на длительный период времени существовали в иерархии общества римского народа. Самая низшая группа людей считалась пролетариями, которая имела незначительный доход. Принадлежность к классу зависела от состояния гражданина. Чем больше денег, тем выше класс и статус в управлении государством. Во время решения важных дел представители двух высших групп при голосовании имели большинство над другими четырьмя классами.

Помимо этого на положение в обществе оказывало сильное влияние происхождение человека. В сенате могли проводить заседания, избираться судьями и занимать высшие должности только патриции. Хотя на официальном уровне считалось, что власть принадлежит простому народу и сенату. Но в реальности было совсем не так. Все важные дела в государстве решали патриции, а плебеи вообще не допускались к ним. Поэтому последние старались всегда отстаивать свои права, что перерастало в многочисленные конфликты и заговоры. Итогом такого противостояния стало появление законов в письменной форме. Их назвали «Законами двенадцати таблиц». Они были направлены на борьбу с произволом высшей знати по управлению государством. После их издание появилось четыре вида собраний, где собирались граждане. Первый именовался как «Comitia Tributa» и на нем могли присутствовать все римляне. Второе состояло только из плебеев и называлось «Concilium Plebis». Участниками третьего собрания были депутаты от армии - «Comitia Centuriata». В четвертом собрании была представлена вся знать Рима, которое называлось как «Comitia Curiata».

-4

Все представители этих собраний выбирались только через жребий, так как граждане считали это благим действием, которые даруют им боги. Данные выборы считались надежнее, так как в них отсутствовал человеческий фактор. Позже в древнем Риме появились трибуны, которых становилось все больше с каждым прошедшим годом их существования. Вначале их было всего два человека, а потом число дошло до десяти. Они выбирались среди плебеев, чтобы защищать права простых граждан, если власти нарушали их. По мере необходимости собиралось общее собрание из представителей этого населения (плебисцит), которое не давало возможность воплощаться законам в жизнь, если они не удовлетворяли данных граждан. К концу развития республики плебеи уже не считались беднейшей прослойкой в обществе, так как в их рядах были представители тридцати семейств, которые стали преобладать в решении государственных вопросов над патрициями. Теперь они могли напрямую влиять на выборы, так как частенько занимались подкупом нужных лиц и другими махинациями. Наступило время, когда политиками становились граждане, которые имели солидное состояние и могли запугивать избирателей силой. Получается, что плебеи уже тогда не относились к пролетариям. Выбирались депутаты всегда публично, что снижало шансы людей, которые были из провинции, так как они не могли своевременно появляться на таких мероприятиях из-за проживания на далеких расстояниях.

Все законы принимались в Риме народным собранием, но сенат мог издавать распоряжения о том, какие вопросы должны в первую очередь учитываться. Римляне могли начать войну только по решению народного собрания, а вот мирным урегулированием военных противостояний занимались уже сенаторы. Кроме этого они распоряжались казной и собирали налоги. В чрезвычайных ситуациях сенат мог ввести на шесть месяцев диктатуру. Если из всего этого подвести некий итог, то получается, что почти вся власть была сосредоточена у патрициев. В ходе императорских правлений она заметно снизилась, но сохранилась до конца существования Западной Римской империи.