Подшипники шариковые двухрядные радиально-упорные работают по принципу качения тел по дорожкам внутреннего или внешнего кольца. Четвертая справа цифра в наименовании обозначает тип подшипника: 6. Для средних комбинированных (радиально-осевых) нагрузок, которые могут действовать одновременно. Грузоподъемность во второй серии диаметров посадочного отверстия (20 – 80 мм): статическая – от 13500 до 108000, динамическая – от 21200 до 126000 Н. Основные размеры по ГОСТу 4252-75.
Конструкция
Технические требования закреплены стандартом 520-89. Конструкция неразборная, позволяет удерживать опрокидывающий момент. Угол контакта шарика с дорожкой α: < 45°. Чем выше угол (его размеры 15, 25, 30, 40 градусов), тем большую нагрузку несет подшипник. Между дорожками предусмотрен разделитель.
Для защиты от грязи, пыли, торцы закрывают. RS – шайба или контактное уплотнение из бутадиенакрилонитрильного (NBR) каучука, армированного штампованной стальной пластиной или без армирования, с одной стороны подшипника; 2RS - закрыт с обеих сторон. Z – одна крышка, ZZ – крышка с двух сторон. Заполняются смазкой (с двусторонним уплотнением) на весь срок службы.
Кольца и шарики стальные, самые применяемые марки металла – по ГОСТу 520-2011. Сепараторы стальные штампованные, латунные, из армированного полиамида. Радиально-упорные шарикоподшипники в открытом исполнении работают при температуре от –30 до +150 °C. С сепараторами из пластика: до +120 °C. С уплотнениями: от –30 до +110 °C.
Устанавливаются с твердым или пружинным преднатягом, который выравнивает торцы наружного и внутреннего кольца.
Преимущества
Универсальные, малошумные. Выдерживают высокую скорость за счет высококачественных шариков, хонингованных дорожек качения. Надежные, с длительным сроком эксплуатации. В осевом направлении требуют меньше места, чем два аналогичных однорядных. Самоустанавливаются при отклонении менее четырех градусов.
Применение
В изделиях, требующих жесткой фиксации вала. В оборудовании для нефтехимии. Оптимальные для использования в центробежных насосах. Подшипники с защитными уплотнениями устанавливаются в узлах, где вращается внутреннее кольцо. При вращении наружного кольца есть вероятность утечки смазки. Для достижения точности вращения, уменьшения потерь в опорах узлов с коническими шестернями также используют радиально - упорные шарикоподшипники.