«Мы живем в замечательное время. Огромные, масштабные стройки, от которых дух захватывает. Огромные мечты, огромные свершения. Поэтому позвольте мне от имени всей республики, четырех миллионов башкортостанцев поприветствовать вас, поблагодарить, что вы приехали в нашу республику», – обратился к белорусской делегации Хабиров, открывая пленарное заседание.
«Бизнес события с такой развернутой повесткой чрезвычайно важны в условиях турбулентности мировой экономики, прерывания логистических цепочек, санкционного давления на наши государства. Санкционные вызовы, с которыми мы столкнулись, требуют нестандартных решений и объединения усилий», – сказал в ответном слове Головченко.
Приветствовавший участников конгресса по видеосвязи министр строительства РФ Ирек Файзуллин также отмечал важность текущего момента. «Санкционные действия в какой-то части корректируют наши программы. Они в больше части связаны с импортозамещением. Реализация проектов на наших территориях так или иначе связана с импортом оборудования. И за это время мы серьезно если не полностью научились, то по крайней мере серьезно подготовились. Помог и опыт пандемии», – отметил Файзуллин.
Оценку роли транспортной и строительной отраслей в республике провел премьер-министр РБ Андрей Назаров. Из его доклада выходило, что доля строительства в ВРП республики составляет 7,5%, что выше среднего уровня, а вот транспортная отрасль дает Башкортостану только 6,1% ВРП, тогда как по России эта цифра гораздо выше. Хотя протяженность автодорог в республике составляет 50 тысяч километров – больше только на Алтае.
Отвечая на вопрос модератора пленарного заседания, известного тележурналиста Марианны Максимовской, как справилась экономика Башкортостана с санкциями, Назаров заявил, что справилась неплохо – помогли меры поддержки со стороны государства. «У нас сначала было ощущение, что мы можем получить существенную проблему из-за нарушения логистических цепочек, отказа поставщиков поставлять нам некоторые комплектующие. Поэтому мы создали центр импортозамещения и импортоснабжения, чтобы помогать нашим предприятиям подыскивать новых поставщиков. Но на данный момент безработица у нас уменьшилась – мы боялись, что будет безработица из-за закрывающихся предприятий – но на самом деле безработица у нас на рекордном минимуме, а большая часть предприятий загружена на большем уровне, чем было до 24 февраля», – констатировал Назаров.
Гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин отметил, что загрузку эту в части нефтекамского «НЕФАЗа», к примеру, гарантирует именно его концерн, договаривающийся с регионами о внедрении электрического транспорта на автономной тяге. В Уфе пока решено больше развивать троллейбусное направление – хотя Назаров отметил, что результаты реализации подписанного с уфимским трамвайно-троллейбусным заводом офсетного контракта его не радуют – но и от электробусов тоже не отказываются.
«Я считаю, что наступает время многофункциональности топливо – и бензин, и дизельное топливо, и газ, и электричество. На первое место я бы по эффективности в России поставил, конечно, газ. Много говорим о развитии инфраструктуры электрозарядок, но нет транспорта, чтобы он эффективно ее эксплуатировал. На газ в свое время мы потратили около 10 лет – спасибо «Газпрому» и НОВАТЭКу. Но скорость развития газового транспорта не позволяет им остаться равнодушными», – отметил Когогин.
Завершая заседание, Максимовская спросила, возможна ли для России в транспорте и строительстве опора только на собственные силы – или без глобальной кооперации стране никуда. Наиболее компактным оказался ответ главы ГК «Автодор» Вячеслава Петушенко.
«Три фактора: воля, средства и время. Время мы затратим очень много для того, чтобы быть полностью независимыми. А пройдет время – и непонятно, нужно ли все это было. Стопроцентная независимость, я имею в виду. А сегодняшняя ситуация заставит», – спрогнозировал Петушенко.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото: ufa-congress.ru/plenzased/ скриншоты