Какими разработками прославилось одно из ведущих в мире ОКБ
Опытно-конструкторское бюро А.Н. Туполева ведет свою историю от Комиссии по металлическому самолетостроению, которая была образована 22 октября 1922 года при Центральном аэрогидродинамическом институте. Основал и возглавил комиссию, а позже ОКБ Андрей Николаевич Туполев (1888–1972) – выдающийся советский авиаконструктор и ученый, удостоенный впоследствии четырех Сталинских премий и Государственной премии СССР.
За вековую деятельность бюро Туполева разработало порядка 300 моделей и модификаций самолетов, из них свыше 40 вышли в серию. К настоящему времени выпущено более 18 тыс. самолетов марки «Ту».
На машинах «Туполева» установлено около 280 мировых рекордов по грузоподъемности и дальности полета.
Уже через 2 года с момента создания бюро Туполева, в 1924 году, в ОКБ был создан первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2. В 1934 году туполевцы построили самый большой самолет своего времени с сухопутным шасси – знаменитый восьмимоторный пассажирский АНТ-20 «Максим Горький».
Значительный вклад ОКБ Туполева внесло в обеспечение обороноспособности нашей страны. В 1930 году был выпущен тяжелый бомбардировщик АНТ-6 (ТБ-3), явившимся первым в мире массовым четырехмоторным самолетом стратегического назначения (к 1937 году было построено свыше 800 таких машин).
А одним из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны стал двухмоторный высокоскоростной бомбардировщик Ту-2, прототип которого совершил свой первый испытательный полет в январе 1941 года. В ходе войны было сделано несколько модификаций этого самолета, чтобы улучшить общую конструкцию и упростить производство. В результате летчики могли маневрировать Ту-2 как истребителем: он был быстрым и мог выдерживать даже тяжелые повреждения.
Туполевцы продолжили работу на оборонку и в послевоенное время. В 1981 году был создан Ту-160 («Белый лебедь») – мощнейший в мире ударный авиационный комплекс.
Ту-160 до сих пор считается самым большим и тяжелым боевым самолетом, самым быстрым бомбардировщиком в использовании и самым большим и тяжелым из когда-либо летавших лайнеров с изменяемой стреловидностью крыла. «Белые лебеди» продолжают находиться на вооружении дальней авиации ВВС России.
Более того, 5 лет назад в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации производство Ту-160 было возобновлено.
Работа на «гражданку»
Благодаря туполевцам гражданская авиация страны получила самый массовый отечественный реактивный пассажирский самолет – Ту-154, созданный в 1968 году. Это трехдвигательный лайнер для авиалиний средней протяженности, который рассчитан на перевозку 152–180 пассажиров. Ту-154 мог использоваться даже на грунтовых и гравийных аэродромах, оснащенных только базовыми удобствами, поэтому широко применялся в экстремальных арктических условиях северных и восточных регионов страны, где не могли работать другие самолеты.
Разработки бюро Туполева имеют большие перспективы для пополнения современного авиапарка российских авиакомпаний.
Так, в планах Ростеха – построить до 2030 года 70 пассажирских самолетов Ту-214 (первый лайнер сконструирован в 1996 году). Это современные эффективные магистральные узкофюзеляжные двухдвигательные лайнеры с высокой экономией топлива и уровнем комфорта. На машинах, призванных заменить самолеты Boeing и Airbus, устанавливаются отечественные двигатели ПС-90.
Сегодня публичное акционерное общество «Туполев» является головным предприятием дивизиона стратегической и специальной авиации Объединенной авиастроительной корпорации, находящейся под управлением ГК «Ростех».