Следуя старой традиции, автор статьи упреждает дорогих читателей, что всё написанное ниже есть ничего более, как лишь персональные гипотезы и выводы, сделанные из прочтённого о героине статьи.
Много было написано и рассказано о дочери Мурада IV по имени Исмихан Кайя-султан (1633 - 1659). Личность с короткой жизнью, тяжёлой судьбой и мистическими случаями на пути от рождения до смерти. Считаю излишним по двухсотому кругу пересказывать биографию султанши, но буду обращаться к ней по мере необходимости. Куда интереснее вопрос: почему Исмихан Кайя погребена между двумя безумными падишахами — Мустафой I и Ибрагимом I? Вы скажете (и будете, разумеется, по-своему правы!): где нашли свободное местечко, там, собственно говоря, и похоронили. Но османы не были бы османами, не придавай они особого подтекста каждому, даже самому незначительному своему деянию.
Султанша со странностями.
Я, конечно, далека от необоснованных утверждений, но, перечитав жизнеописание госпожи, обнаружила несколько моментов, указывающих на то, что дочь Мурада Кровавого была, скажем так, «не от мира сего».
• патологическая мнительность отца передалась, вероятно, и дочери (к слову, Кайя — единственная из дочерей Мурада, чья биография передана весьма скрупулёзно стараниями Эвлии-челеби). Девочка, то ли под влиянием странного пророчества, то ли сама по себе, верила в скорую смерть от родов, потому и не желала связывать себя узами брака. Кроме того, в окружении султанши могли быть только служанки, всецело преданные ей и разделяющие точку зрения хозяйки относительно супружества.
• агрессия тоже, вероятно перешла от недоброй памяти родителя. В 1644 году, когда Кёсем-султан, августейшая бабушка нашей героини, выдала Кайю за Тырнакчи Мелек Ахмеда-пашу (1585(?) - 1662), султанша, ничтоже сумняшеся, ударила новоиспечённого мужа кинжалом в первую же брачную ночь.
Автор ничуть не оправдывает поведение мужа, но полагает, что в такой ситуации уместнее звать на помощь, нежели прибегать к столь радикальным мерам. Впрочем, нам с нашей современной колокольни уж точно не может быть виднее.
Некоторое время спустя акт агрессии повторился: Ахмед-паша лишился внушительного куска бороды, который юная супруга отрезала после очередной попытки сблизиться со стороны мужа. При этом, историки доподлинно не могут сказать, сколько таких прецедентов было в действительности — вероятно, их куда больше.
• истерики так же негативно сказывались на поведении Исмихан, как и предыдущие отклонения. В 1650/51 году, когда, по настоянию великой валиде, супруги сблизились (фактически имел место финт, достойный самой Екатерины II — закрытие семейной пары в одной комнате и убийство всей свиты султанши), Кайя привязалась к паше. Ибрагим I, правивший с 1640 по август 1648 года был низложен и казнён, а на его место рришёл старший сын Мехмед. К этому моменту, Тырнакчи уже успел нажить немало врагов в Диване. В частности, таковыми являлись Кёпрюлю Мехмед-паша, Ибшир Мустафа-паша, Сиявуш-паша. Эта троица всячески пыталась лишить Ахмеда влияния при дворе, и у них бы это получилось, не вмешайся вовремя Кайя. Она устроила настоящий скандал не только Сиявушу-паше, но и Турхан-султан, матери совсем юного правителя. Девушке казалось, что её благоверного хотят лишить поста и жизни. В 1654 году Мелек Ахмед, получивший приказ отбыть в Ван, отправлялся в дорогу, но молодая жена рванула «на третьей крейсерской» вслед за ним на лодке, да ещё и будучи на сносях. Два челна, как пишут тогдашние хронисты, встретились, и у султанши начались преждевременные роды. Это ж как надо было утратить инстинкт самосохранения и напрочь забыть о ребёнке, чтобы так безрассудно, буквально очертя голову, кинуться догонять супруга. Напомним, должность у него такая — давить мятежников, контролировать границу и бдеть, бдеть, бдеть.
• вещие сны. Эта способность, как утверждают скептики, к коим я отношу и себя, присуща людям с крайне высокой степенью эмпатии, страдающим маниакально-депрессивными расстройствами. Если принять на веру слова Эвлии-челеби, такая способность имелась и у нашей героини. Не имеет смысла вдаваться в подробности, но скажу одно, что «сны в руку» преследовали султаншу за три месяца до её ужасной кончины. Здесь же закрадывается ещё одна черта, указывающая на нецелостность психики Исмихан — религиозный фанатизм. Проще говоря, Кайя замкнулась в себе, углубилась в познание веры и предпочла аскезу прежнему образу жизни. Скончалась дочь Мурада IV на двадцать седьмом году жизни из-за отслоения плаценты после третьих родов, ставших для молодой женщины фатальными. Похоронили султаншу не рядом с отцом, а между двумя султанами, имевшими психические и умственные отклонения. Это Мустафа I (1591 - 16339) и Ибрагим I (1615 - 1648).
Заключение.
На мой субъективный взгляд, повреждение а рассудке было неотъемлемым спутником всех Османов (династии, но не подданных в целом!). Жизнь, выпавшая на их долю, никак не ассоциируется со счастьем и душевной гармонией, так что и удивляться тут не приходится. Прошу вас написать в комментариях, случайно ли выбрано место для могилы Исмихан или преднамеренно. Буду весьма рада прочесть ваши мысли на этот счёт.
С уважением,
Тер. ♥️