Найти тему
Дошкольный логопед

"Делать добро": новое пространство развития детей с тяжелыми нарушениями речи

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Стандарт дошкольного образования – это изменение всей системы образования (А.Г. Асмолов). Его внедрение, реализация принципов и идей, стали основой создания новой парадигмы образовательной деятельности с дошкольниками, в основе которой – поддержка позитивной социализации ребенка.

Последнее полностью преобразовало и концепцию практики учителя-логопеда детского сада. Традиционно, на протяжении не одного десятка лет, цель логопедической коррекции рассматривалась через призму сформированности всех сторон речи. Дидактические и методические подходы, содержание работы логопеда были ориентированы на отработку речевых навыков и тренировку речевых умений.

ФГОС ДО, а именно раздел «Коррекционная работа», задает иное направление назревших реформ, смещает акцент с коррекции недостатков развития детей на социализацию ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Теперь преодоление речевого дефекта видится как процесс, развивающий дошкольника многосторонне. Расширяется контекст логопедической практики, а значит, и контекст развития ребенка с ОВЗ.

Поддержка способностей и творческого потенциала детей, их социализация, а не только выработка правильной речи – вот цель учителя-логопеда сегодня.

Итак, настоящий опыт работы раскрывает для педагогов возможности реализации такой принципиально важной составляющей ФГОС ДО как социализация детей-логопатов.

Опыт ориентирует коллег на обогащение профессиональной деятельности, а его инновационность касается новых приемов коррекционно-педагогического воздействия через информационно-компьютерные технологии.

Опыт работы будет полезен учителям-логопедам, которые готовы к переменам и стремятся соответствовать современным условиям развития образования.

Попытка использовать опыт другими исполнителями и в других условиях предполагает их мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, а также базовые навыки владения компьютером. Подразумевается, что в коррекционную работу учителя-логопеда будут интегрированы различные виды продуктивной деятельности: декламация, сочинение стихов, сказок, художественных историй, рисование и фотоискусство.

Искренне надеемся, что молодым коллегам позитивный опыт нашей работы позволит правильно расставить приоритеты, а более опытным – осознанно определить направленность профессиональных усилий. Лично я безоговорочно верю в главенство процессов развития ребенка над решением частных коррекционных задач.

Как это было у нас?

За годы работы с дошкольниками-логопатами мне неоднократно приходилось сталкиваться с их неприятием в детских садах: детям с нарушениями речи не дают читать стихи на праздничных утренниках, во время групповых занятий они часто сидят за последним столом (и действительно: ну что с такого взять? Спросишь – все равно не ответит), а «слабенькие» рисунки и аппликации, сделанные неловкими пальчиками, вывешивают в дальнем углу, чтобы не привлекали лишнего внимания.

То, что толерантное отношение к ребенку с речевым дефектом находится на стадии формирования – очевидно.

К счастью, коррекционная работа приносит свои плоды: «фефекты фикции» исправляются, увеличивается словарь, предложения становятся длинными и понятными. Вот только… «Нормативным» малыш будет через два, три года, но думает, живет, взрослеет он сейчас, в ситуации, когда люди вокруг психологически не готовы принять его.

«Ценность человека не зависит от способностей и достижений»[i] - красиво: на бумаге. А в жизни, на уровне большинства обывателей, мы прочно усвоили: каждый человек должен приносить пользу обществу. Это память веков, спорить с которой все равно, что бороться с ветряными мельницами. Убеждай, рассказывай, приводи примеры, – не сотрешь.

Вот и сидит особенный малыш – один. Конечно, он имеет «право на общение и на то, чтобы быть услышанным»[ii], вот только общаться с ним и слушать его не хотят.

И как же трудно поверить в себя, когда не верят другие!

В 2014 году нам на помощь пришел Интернет и социальные сети. Думаю, идея витала в воздухе. В этой тысячной, миллионной аудитории незнакомых друг другу людей можно быть собой. Так мы стали принимать участие в образовательных викторинах и олимпиадах – на равных. Вы удивитесь, но дети с нарушениями речи ориентируются в этих материалах ничуть не хуже, а как правило, даже лучше своих сверстников: ведь кропотливая работа с ними ведется изо дня в день. Мы отгадываем сотни загадок, подробно, используя множество иллюстраций, беседуем об окружающем мире, вновь и вновь садимся за развивающие игры… Конечно, призовые места не заставили себя ждать.

[i] Цитата по: Танцюра, С.Ю. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии / С.Ю. Танцюра, С.И. Кононова. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

[ii] Там же.

-2
-3
-4
-5

Сколько радости у ребенка, когда на адрес сада приходит письмо от организаторов конкурса! Целое событие в жизни малыша, событие в жизни группы. Открывают, рассматривают диплом – вместе. Десятки искренних вопросов: «Ты что делал?», «Трудные были задания?», «А ты как ответил? Расскажи». А вчерашний «невидимка» стоит в центре, отвечает на вопросы ребят, которым по-настоящему интересно, и гордится заслуженной победой.

Постепенно – диплом за дипломом – добреют глаза воспитателя: и правда, если обратиться к малышу на занятии и чуть-чуть подождать, он говорит совсем неглупые вещи.

И мама особого ребенка распрямила плечи. Теперь она знает: возможно все.

-6

Вскоре викторины и олимпиады дополнили конкурсы литературного мастерства. Большинство логопедов опираются на «сочинительство». Для нашей практики традиционны описательные рассказы, истории по картинкам, игры «в рифму». Так почему бы не записать вслед за ребенком, не сохранить результат его труда? Конечно, работа мысли требует времени и далеко не сразу получается подобрать слова, но тем ценнее результат. За каждым стихотворением, каждой строчкой крохотного сборника – творческий рост ребенка, борьба с недугом, непростой, но такой важный путь.

Наша первая медаль – за рассказ о себе, письмо незнакомому другу. Его получили организаторы международного конкурса, а еще - прочли десятки детей в детском саду. Это тот случай, когда награда – третье место – оказалась не так уж и важна, потому что приобрел маленький автор гораздо большее – новых друзей, ребят, которые захотели поддерживать переписку, а позже – просто общаться.

-7
-8

На сегодняшний день детские книжки-малышки мы обязательно публикуем в сети Интернет, печатаем в типографии: пусть и в одном, двух экземплярах. Важно не количество и даже не коррекционный эффект (а все «литературные» приемы прекрасно «работают» на развитие речи). Бесценны моменты дружеских встреч: ведь юных писателей и их книгу очень ждут обычные дети. Замирая, они перелистывают страницы, отгадывают загадки, хвалят стихотворения и – говорят, говорят, говорят с авторами, теми, кто придумал и принес книгу в их группу.

-9
Для примера: так выглядит книжка "Загадки о грибах" внутри)
Для примера: так выглядит книжка "Загадки о грибах" внутри)

Совсем не сразу, но изменилось и настороженное отношение воспитателей. Теперь не педагогическая литература, не доводы специалистов, но личный опыт свидетельствовал: «норматипичные» дети и дети-логопаты прекрасно сосуществуют вместе, главное – найти деятельность, объединяющую их.

В 2016 году мы открыли для себя социальные флешмобы. Поскольку организаторами мероприятий являются сторонние юридические или физические лица, заранее спланировать перечень событий нельзя. Приходится «держать руку на пульсе», просматривать официальные сайты, блоги, исследовать Интернет. Но результат того стоит: снова и снова очередная полезная затея надолго сплачивает коллектив.

Вместе с Министерством образования Российской Федерации наши дети радовались наступлению нового учебного года (всероссийская акция «День знаний»), поддерживали внедрение ИКТ в детских садах (всероссийская акция «Знание – суперсила»), совместно с «Российской газетой» и всей страной - декламировали отрывок из «Евгения Онегина» (всенародные чтения самого известного романа в стихах), при содействии Министерства культуры Российской Федерации, а чуть позже - Всероссийского музея А.С.Пушкина и портала «Культура.РФ», поздравляли А.С.Пушкина с Днем рождения (флешмобы «Пушкин – наше все!» и «С Днем рождения, Пушкин!»). В ноябре 2017 года, вслед за главой Республики Крым Сергеем Аксеновым, дошколята размышляли о том, что такое единство.

-11
-12
-13
-14
-15
-16

И чем больше было мероприятий, тем большую глубину приобретали они. Или это я научилась выбирать, предлагать детям именно такие: нравственные, духовные, учащие сочувствовать и думать, видеть происходящее вокруг нас? Кажется, эти флешмобы и акции сближают уже не деятельностью – одной на всех, – но самой идеей, потому что в момент их подготовки в каждом – даже самом маленьком ребенке – появляется что-то вечное, растет настоящий Человек. И разве могут не найти общий язык Люди?

Всероссийская акция «Кораблик Победы» освещается телекомпанией НТВ. Каждый год мы складываем кораблик Победы – в честь тех, кто прошел Великую Отечественную войну или не вернулся с фронта. Через книги и фотографии, воспоминания ветеранов дети учатся даже не понимать – чувствовать – подлинную суть страшных дней, дорожить прошлым своей страны и народа. Пройдет время, история и историки внесут свои коррективы. Пусть же им, повзрослевшим и возмужалым, этот бумажный кораблик поможет не сбиться с пути, пусть несет вчерашних детей по волнам памяти, памяти вечной.

-17
-18
-19
-20
-21
-22

Каждый год 22 июня – в День памяти и скорби мы зажигаем свечу, и наш огонек сливается с миллионами огоньков по всей Земле (Международная мемориальная акция «Свеча памяти»). Потому что так нужно. Так должно быть.

-23
-24
-25
-26
-27
-28

Стихотворение «Как долго, как страшно…» написала М. Ульяна – выпускница логопедической группы. В первый же день его прочитали свыше полутора тысяч пользователей сети Интернет. И дело не в уникальности ситуации и не в поэтическом даре. Просто ребенок сумел понять и выразить то, что недоступно иным взрослым.

Как долго! Как страшно!
Война, война…
Четыре года сражалась страна.
Гибли люди, сгорали дома.
Как долго! Как страшно!
Война, война…
Бомбежки, руины,
Горя – сполна.
Как долго! Как страшно!
Война, война…
Смотрю фотографии, плачу сама.
Как долго! Как страшно!
Война, война…
Советский Союз, родина пап и мам,
Я память о прошлом никому не отдам!
Как долго! Как страшно!
Война, война…
И эта победа -
Твоя, страна.

-29

Когда есть что сказать, говорить нужно громко. Своеобразным рупором, способом донести свои мысли, эмоции и чувства до каждого уголка нашей страны стала всероссийская интернет-площадка – «Стена признаний». Вот стихотворение еще одного выпускника, М. Захара, по-детски наивное и трогательно-щемящее. Скольких людей воодушевил его оптимизм!

Россия, Родина моя,
Страна, в которой живу я.
Как много лесов, полей, рек!
Здесь счастлив каждый человек.
Тысячу раз «спасибо» повторю:
За то что очень-очень люблю.
Спасибо за оладушки
У бабушки.
Спасибо за карусели
И в парке веселье.
Спасибо за мороженое летом,
Спасибо за радугу в небе где-то.
Спасибо за снег и высокие горки.
Спасибо за веселье новогодней елки.
Спасибо, Родина, за счастье и покой.
За то, что я родился такой.

-30

ИКТ и социальные сети сблизили ребят. Они же открыли перед ними новые горизонты, нечто, выходящее далеко за пределы детского сада. И вслед за тысячами просмотров и положительных откликов пришло осознание – ты – важен, как важен любой человек. Важен потому, что необходим, потому что можешь принести пользу: разделить идеи, вдохновить, ободрить, подарить радость и надежду другим людям.

Да, они еще малы: дошкольники от пяти до семи лет. Но вместе только за два года эти дети сделали больше, чем иной человек за долгую-долгую жизнь.

Международная некоммерческая организация «Новый акрополь» курирует акцию, идея которой – добротой можно делиться. Ведь всего «Минута добра» способна исправить многое, выделить, пробудить лучшее в каждом из нас. Дети не скупились на эмоции. Видеоролики, созданные на основе их рисунков, просмотрели 1343 раза, а это значит, что для сотен людей день стал чуть-чуть светлее.

Госкорпорация «Роскосмос», члены семьи Юрия Гагарина и Минобрнауки РФ дали старт международной акции: «#поехали»! Гордитесь, наследники великой страны: страны, покорившей космос.

И снова мы рисовали. Техника исполнения – картина цифровыми чернилами (SMART Table). Думаю, через рисунки и видео все-таки удалось подчеркнуть, донести главное: только жажда знания и пытливость ума, внедрение самых последних технологий – были и остаются неизменным двигателем прогресса. Дошкольники, с легкость использующие лучшие ресурсы XXI века, тоже смогут повлиять на ход истории. Ролик увидели 488 пользователей, многие оставили комментарии: «верим».

«2017 – й год – год экологии в России». Так называлось огромное – всероссийское – интернет-движение, частью которого были и мы. И снова – десятки откликов на искренние детские стихи и 1100 просмотров видео. «Наша планета такая красивая: берегите ее». Простая истина, но суть – от сердца к сердцу, без пафоса и прикрас – раскрыли именно дети. Позже ролик опубликует на своем сайте известное издательство «Просвещение».

Центр святителя Тихона при Донском монастыре г. Москвы организует всероссийский рождественский флешмоб «Нечаянная радость». Вслед за ребятами логопедических групп о сочувствии, сопричастности, трепетно-робкой вере в чудо и о том, что чудо может сотворить каждый, вспомнят 2363 человека.

Вот так изменился мир одного логопеда и двух десятков дошколят. В теории говорят о создании новой парадигмы собственной профессиональной деятельности, на практике… На практике мы живем по-прежнему: дети делают зарядку для язычка, учатся «рычать» («свистеть», «шипеть», «цокать»), старательно запоминают, чем овощ отличается от фрукта, морщат лоб и высчитывают, загибая пальцы: первый, третий, пятый звук в слове, – радуют папу и маму, растут.

У нас не стало меньше целей и планов, и день полон решения частных коррекционных задач. Только теперь все они оказались вехами на пути к чему-то бесконечно значимому и важному, о чем не пишут в должностных инструкциях, но внимательный прочтет между строк. «Обеспечивать коррекцию нарушений?» Да. «Разностороннее развитие ребенка»?[i] Безусловно. Помочь найти друзей, воспитать думающего, чувствующего, уверенного в себе Человека? Конечно.

[i] Цитаты по: Нормативная база современного дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2014.