Каждый из когда-либо смотревших турецкие сериалы, повествующие об османском периоде, хоть раз да мечтал: «Вот быть бы мне владельцем своего гарема!»; в случае женщин и девушек мечта трансформировалась в «Эх, стать бы мне главной хасеки или матерью падишаха — вот оно, счастье!».
О жизненном укладе османских гаремов написано и сказано так много, что, кажется, и добавить-то нечего. Но мы, всё же, постараемся, сделав упор на одну важнейшую деталь, о которой недолго забыть, трудясь над очередной статьёй о гареме — об исламском факторе.
Как уже повелось, оговорюсь: данная статья написана посредством сопоставления исторических очерков и религиозных предписаний. Выводы, сделанные автором, являются лишь гипотезой и ничуть не претендуют на истину в последней инстанции.
«Тишина должна быть в библиотеке!»
Всякий раз, когда мы представляем женскую половину дворца Топкапы, воображение рисует живописнейшие картины, а слуху чудятся девичий смех, музыка и пение. Так вот: вполне вероятно, что окажись мы во всамделишнем султанском гареме, нас окружали бы безмолвие и отчуждённость. Ислам всячески порицает ведение ненужных бесед или же занятие любым бесполезным делом. Для подобных действий есть даже особый термин — «ба́тыль», что означает «ложь, обман, праздность, ненужность». Сплетни («гыйба», тур. «gıybet») и интриги же и вовсе заняли своё место в категории больших грехов. Даже элементарное хвастовство очередной обновкой или только что подаренным украшением считалось недозволенным. Нетрудно догадаться, что калфы и евнухи, призванные поддерживать порядок и нравственную чистоту, пресекали любые разговоры, кроме тех, что велись в случае крайней необходимости. Разумеется, правила созданы, чтоб их нарушать, но не для всех. Большинство обитателей «Дар-ус-саадет» («Дома счастья» — да-да, так витиевато порой называли гарем!) проводили время в молчании, и получить моральную поддержку или поднять настроение не представлялось возможным.
Хамам и харам
Многим, а то и всем мусульманам знаком коранический тезис: «Чистота — есть половина веры», но и тут внимательный исследователь вопроса рискует наткнуться на подводные камни. Так, например, во времена пророка Мухаммада общественные бани имели право посещать исключительно мужчины. Такое положение дел (в идеале, разумеется) долженствовало сохраняться и далее.
Абу Айюб аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), передаёт, что поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
وفي حديث لأبي الأنصاري رضي الله عنه، أن رسول الله قال: ومن كان يؤمن بالله واليوم الآخر من نسائكم فلا يدخل الحمام
«Те, которые уверовали в Аллаха и в Судный день из ваших женщин, не заходите в бани».
Здесь я привела только одно из преданий (хадисов) накладывающих запрет на посещение бань женщинам. Желающих более подробно ознакомиться с матчастью, милости прошу в сеть, где собраны и систематизированы постановления шариата на любой бытовой вопрос, вас интересующий. Читатель вправе резонно возразить: ведь это же гарем, туда нет доступа для мужчин извне! Всё верно, но мораль, этикет и вероучение запрещали единоверкам обнажать аурат (место сокрытия) друг перед другом. У рабынь, которые составляли большинство в гареме, это была зона от пупка до колен. Кроме того, воспрещалось находиться в хамаме подолгу, бездумно тратить воду и дрова для отопления. Всё это считалось расточительством (исрафом). Если мыться в одиночку не было возможности, то и тут требовался строжайший надзор, а стало быть, длительное пребывание, обнажение запретных мест, праздные разговоры и прочее не имели места. Средства для преумножения своей красоты также подлежали строгому отбору. Коррекция бровей, отбеливание кожи, перекраска волос — всё это было табуировано. В распоряжении оставались хна, сурьма для глаз, фиалковая и лимонная вода для мытья волос и другие нехитрые притирания.
Досуг
Все те красочные развлечения, так широко представленные в сериалах, в действительности навряд ли устраивались. Канонами религии были предусмотрены всего два праздника: Курбан-байрам (праздник жертвоприношения) и Шекер-байрам (праздник разговения после Рамазана). Всё прочее почиталось излишеством. Свадьбы, рождение наследников и дочерей отмечались раздачей золота и угощений, но ни о каких танцах и музыке речи и быть не могло. Самый максимум — это состязания в ловкости, гибкости ума и даре слова. Рассказчицы сказок пользовались особым почетом как в гареме, так и в миру. Ещё бы: когда вокруг столько «нельзя», человек поневоле будет искать отдушину и какое-никакое развлечение после праведных трудов.
Наука обольщения
Самый, пожалуй, большой миф о женском воспитании в Топкапы — это всевозможные любовные премудрости. Девушкам-невольницам внушалось с первых дней, что они не вполне люди, и их поприще есть ничто иное, как беспрекословное подчинение правящей семье, а прежде всего — падишаху. Доставление удовольствия правителю, на поверку, не было такой уж важной задачей. Великое множество рабынь со всех трёх континентов служило одной цели: продолжению рода. Целомудрие поддерживалось уроками религиоведения, каллиграфии, а также тяжёлым физическим трудом, чтобы у девушек не оставалось сил и желания задумываться о запретном. Скромность — вот о чём заботились дворцовые наставники, и ни о каких экзотических упражнениях и речи быть не могло. Хасеки, то есть, уже состоявшиеся матери шехзаде также следовали чёткому регламенту, основовывавшемуся на предписаниях Корана и Сунны (практическому руководству к жизни, эталоном коего была жизнь посланника Всевышнего). Теперь, дорогие читатели, судите сами, каково бы вам жилось, случись вам жить в женском крыле дворца Топкапы. Полагаю, не слишком сладко.
С уважением,
Тер. ♥️