Как-то во время службы я стояла рядом с женщиной. Когда вынесли Чашу с дарами, я опустила голову и увидела край ее одежды. На ней была юбка светло-зеленого цвета, чистая-чистая, хорошо отглаженная.
Это был фисташковый костюм. Такие носили в начале 2000-х.
Он не был растянутым или заношенным, он так сидел на ней, как сидят вещи, которые очень любят, берегут и носят много лет. И он ей очень шел. Нет, не то, чтобы она очень в нем выделялась или наоборот совсем не выделялась, была чем-то серым и незаметным. Нет, для богослужения она была одета идеально. То, КАК она была одета – это была еще одна молитва. Это было исповедание веры и любви к Богу. Это была проповедь.
Такие женщины идут по стопам Богородицы. Они говорят тихо. Никогда не осудят, не посмотрят оценивающе.
Иногда после разговора с ними начинается спасение человека.
Человек проходит мимо храма, когда у него все хорошо. Но когда в жизни случается беда, он сразу понимает, что помочь могут только ТАМ, что срочно нужно поговорить со священником. Прибегает в храм, а священника там нет. Ну, конечно, ведь уже семь вечера. Но может быть, кто-нибудь есть? Кто-то же должен мне помочь! Звонко расстегивая молнию на куртке, шурша пакетом с дорогими кроссовками, которые зачем-то сейчас купил. То есть не сейчас, а тогда, в той жизни, которая была еще 20 минут назад. Когда еще не знал, что все вещи, всё, что было в той, прошлой жизни, пока не узнал, что ребенок неизлечимо болен, или что жена изменила, не имеет никакой цены, что это все ненужное, пустое… Человек врывается в пустой храм. И, к счастью, там еще кто-то есть. Кто-то там, в глубине храма, чем-то занят. Это женщина, она чистит подсвечник.
- Здравствуйте, мне нужно поговорить со священником.
- Здравствуйте, а батюшка уже уехал. У вас что-нибудь случилось?
- Да, у меня беда.
И человек начинает рассказывать, что полчаса назад его мир рухнул. Что он не знает, что делать и куда идти…
Женщина молчит. Она внимательно слушает. Она ловит каждое слово. Ее добрые глаза смотрят прямо в душу. И от такого участия можно сразу расплакаться и рассказать всё – всю свою жизнь, все грехи, покаяться… Хотя и не застал священника.
Потом, она вас начинает утешать. Она ведет вас к иконам. Рассказывает, кто изображен. И в чем помогает. Учит, как правильно креститься, как прикладываться к иконам. Ее тихие слова, сказанные почти шепотом, успокаивают душу, дают надежду… А может быть все не так плохо. Может быть, все наладится. И вы зададите ей этот вопрос. А она скажет: «Молитесь. Приходите завтра на службу. Господь поможет».
И вы уходите из храма с надеждой. И вы будете ждать с нетерпением завтрашнего утра. Чтобы прийти туда, где она чистила подсвечник. Чтобы снова увидеть этот добрый и кроткий взгляд, который так напомнил Ту, что так нежно и по-матерински смотрела на вас с иконы.