Виктор Коваленко. Димитров на Лейпцигском процессе. 1985
21 сентября 1933 года начался Лейпцигский процесс над коммунистами, обвиняемыми в поджоге рейхстага. Главным подсудимым на процессе предстал болгарский коммунист Георгий Димитров (1882—1949). В ходе суда его 36 раз лишали слова, 5 раз изгоняли из зала суда. Но из-за неудачного для нацистов развития процесса его радиотрансляция была прекращена. По сути суд завершился поражением нацистов: им пришлось выслать трёх подсудимых в СССР. Их вину в поджоге доказать не удалось. Лишь непосредственный поджигатель рейхстага нидерландский коммунист Маринус ван дер Люббе был приговорён к смерти и гильотинирован.
Выступление Г. Димитрова на судебном процессе о поджоге Рейхстага, Лейпциг, 1933 год. Спиной стоит Геринг
«Боитесь ли вы моих вопросов, г-н министр-президент?». Известный коллаж, отражающий противостояние на процессе Димитрова и свидетеля обвинения Германа Геринга
Борис Ефимов. Георгий Димитров на скамье подсудимых. 1933
Из актуальных в настоящее время высказываний Георгия Димитрова (1882—1949), лидера коммунистов Болгарии и Генерального секретаря Исполкома Коминтерна:
«Приход фашизма к власти — это не обыкновенная замена одного буржуазного правительства другим, а смена одной государственной формы классового господства буржуазии, буржуазной демократии, другой её формой — открытой террористической диктатурой».
«Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов».
«Мы не анархисты, и нам вовсе не безразлично, какой политический режим существует в данной стране: буржуазная диктатура в форме буржуазной демократии, хотя бы с самыми урезанными демократическими правами и свободами, или буржуазная диктатура в её открытой, фашистской форме. Являясь сторонниками советской демократии, мы будем отстаивать каждую пядь демократических завоеваний, которые рабочий класс вырвал годами упорной борьбы, и будем решительно драться за их расширение».