Найти тему

Фильм "Александр Невский" в отзывах чешских зрителей

"Александр Невский", созданный режиссёром Сергеем Эйзенштейном в содружестве с Дмитрием Васильевым в 1938 году, - фильм для нас легендарный. Отчасти его относят к жанру фильма-оперы. Правда, в фильме нет оперных арий, зато мощная, великолепная музыка Сергея Прокофьева, сопровождающая всё действие, стала полноправным участником картины.

"Александр Невский", увидевший свет в предвоенные годы, имел ясную и вполне объяснимую задачу - мобилизовать советских людей, напомнив им и героическое прошлое и подвиг нашего народа. И задачу эту он выполнил, отчасти - благодаря безусловному таланту режиссёра, отчасти - из-за прекрасной музыки, ну и, конечно, благодаря великолепному Николаю Черкасову, сыгравшему в фильме главную роль. Благодаря Черкасову мы свято верим теперь в то, что "Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет Русская земля!"

Ну, у каждого, как известно, своя историческая память. Сегодня мы с вами почитаем отзывы на этот легендарный фильм, опубликованные в разные годы на чешском сайте кинолюбителей.

Подозреваю, что некоторые отзывы могут вызвать у вас... ну, так скажем - несколько негативную реакцию. В связи с этим напомню, что дизлайки вы ставите не авторам комментариев, а автору статьи. ))) То есть мне.

Читаем!

**********

Яндекс картинки
Яндекс картинки

**********

На самом деле все фильмы Эйзенштейна были сделаны по заказу режима, иначе в советском государстве было невозможно. Поэтому велика была опасность упасть в пучину вульгарной пропаганды и плакатных фраз. Но Эйзенштейну почти удалось избежать ее. "Александр Невский" основывает свое впечатляющее воздействие на истинно мужской внешности Черкасова. И не только на нем - здесь и волшебство батальных сцен, и зажигательная музыка Прокофьева и неприкрытый пафос. Судя по некоторым рецензиям здесь, создается впечатление, что по крайней мере большинство из тех, кто оценивал фильм, тоже поддались этому пафосу (в хорошем смысле этого слова). Это вообще нормально для сверхличностно чувствующих и думающих людей. Это было нормально и для мирового кинопроизводства того времени. На фоне завершающихся московских процессов создавалось произведение, помогающее людям выдержать тот калечащий ужас, который они испытывали. И произведение именно поэтому — и несмотря на это — вневременное. Воодушевляющий, обнадеживающий и ободряющий фильм.

**********

Фильм увлекательный во всех смыслах, кроме сюжета. Каким бы гениальным ни был Эйзенштейн в работе с мизансценой, история ускользает от него до отчаяния. Остается только пустая пропаганда, на идеи которой нельзя даже не обращать внимания.

*********

Я бы, наверно, выше оценил этот фильм, но меня просто тошнит от этой антинемецкой пропаганды!

**********

Яндекс картинки
Яндекс картинки

**********

Жаль, что среди характеристик жанра здесь не стоит "комедия". Иначе как объяснить то, что большую часть фильма я откровенно смеялся? Я ожидал чего-то вроде исторического «блокбастера», а получил почти непрошеную пародию на него. От "экстерьеров"/декораций (больше всего меня впечатлили "льдины") до музыки (Прокофьев?! Какие-то мотивы, может быть, но действительно ли он сочинил "вещь", которая играла, например, до прихода врагов?), костюмы (в основном немецкие... и вообще "бумажные" каски), камера (те самые типичные кадры героев на фоне неба), хореография боев (учитывая год создания, чудес не ждал , но и такого дилетантства тоже не ожидал!), персонажи (положительные и отрицательные, почти все смехотворны), коммунистический подтекст (конечно, без мужиков не обойдешься!), героический пафос (ходьба по трупам заставляла меня закатывать глаза!)

**********

Это совершенно необходимо посмотреть, если вы хотите от души поржать над неуклюжей антинемецкой пропагандой!

**********

Я бы никогда не сказал, что буду оценивать фильм Эйзенштейна словом «хорошо», но здесь все хорошо. Красивое и ясное средневековье, прямолинейный и недвусмысленный герой, ясная проблема, милая побочная история даже с женским героем боевика... и я мог бы продолжать хвалить каждый элемент этой прекрасной картины. Музыка очень помогает связности произведения, прямо рассказывающему сказку о том, как злые тевтонские рыцари (под драматическую музыку) хотят подчинить себе русского (игривая музыкальная тема). Да, битва не обойдется без человеческих жертв, но любовь и добро победят ложь и ненависть. Зачем усложнять, когда это так красиво?

**********

Яндекс картинки
Яндекс картинки

**********

За Россию! Увлекательный фильм с совершенно завораживающей прокофьевской музыкой и множеством фантастических кадров. Пятую звезду не ставлю не потому, что Александр Невский пропагандистский, как ремень (я особо не возражал, и кроме того, пропагандистские фильмы всё еще снимают и будут снимать), а потому, что он такой длинный - местами откровенно затянуто. Особенно сцена после боя (ведь можно было и покороче).

**********

Вполне пригодный для использования в качестве комедии, фильм, вероятно, непреднамеренно самопародирует и в те моменты, когда это не смешно, это скорее скучно, к счастью, таких моментов было не так уж много. Меня довольно неприятно удивила плохая сторона изображения, если Эйзенштейн действительно был «мастером композиции изображения», то он, вероятно, снимал это с закрытыми глазами.

**********

Я не помню, чтобы когда-либо видел фильм столь же пропагандистский, как этот. Но, с другой стороны, это не так уж и важно, ведь обсуждать тему освобождения земли русской без образов героизма было бы просто невозможно. Весь фильм посвящен знаменитому сражению на Чудском озере, которое произошло 5 апреля 1242 года. Здесь Эйзенштейн показывает нам колоссальные образы армий, и можно по-настоящему прочувствовать патриотизм, с которым сражались русские. Камнем преткновения является то, что битва довольно затяжная и постепенно приедается, но потом все меняется известной сценой, когда лед ломается под немецкими рыцарями. Затем следуют последние примерно 20 минут фильма, в которых все радуются победе. Здесь надо отдать должное прорывной музыке Сергея Прокофьева (хотя песня о защите матушки-России, которая повторялась раз за разом, начинала действовать мне на нервы) и операторской работе Эдуарда Тиссэ, который отлично снимал массовые сцены. Ради интереса утверждаю, что самые масштабные сцены фильма были использованы в анимационном фильме «Властелин колец» 1978 года. Режиссер Ральф Бакши вырезал их, раскрасил и решил боевые сцены, на которые у него уже не было денег.

**********

Яндекс картинки
Яндекс картинки

**********

Что ж, полагаю, хватит на сегодня. ) Хотя, возможно, и к этой теме мы с вами еще вернёмся. Ну а пока тихо напомню про лайки вежливости - они продлевают жизнь статье.
До новых встреч на канале!
-5