Найти тему

Максимилиан Волошин. Поэт, художник и хозяин Дома Поэта

Оглавление

Максимилиан Волошин — поэт, живописец, переводчик, литературный критик и искусствовед. Его имя неразрывно связано с Коктебелем. Коктебель, свою прекрасную Киммерию, страну сказок и легенд он считал лучшим местом на земле и единственной родиной. Свой любимый Крым он воспевал не только в стихах, но и в картинах. Волошина называют создателем нового жанра пейзажно-исторической лирики, в которой «объединил свои впечатления от красоты южных мест и размышления о событиях эпохального масштаба»

Волошин Максимилиан Александрович (1877-1932)

***

Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель…

По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.

По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль,

И лежит земля страстная в чёрных ризах и орарях.

Припаду я к острым щебням, к серым срывам размытых гор,

Причащусь я горькой соли задыхающейся волны,

Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело.

Здравствуй, ты, в весне распятый, мой торжественный Коктебель!

1907

Стихотворение «Я иду дорогой скорбной...» отражает несчастную любовь к поэтессе Елизавете Дмитриевой, из-за которой Волошин даже участвовал в дуэли с Николаем Гумилёвым.

Сочинял он стихи и о войне, где призывал всех оставаться людьми. Во время Гражданской войны поэт не вставал ни на чью сторону, а укрывал у себя в доме и белых, и красных.

После революции Максимилиан окончательно переселяется в Коктебель, где он очень много занимается акварельной живописью (из-за бронхиальной астмы он не писал маслом). Здесь был создан цикл его романтических полотен под названием «Коктебельская сюита».

Удивительно и то, что в своей поэзии он смотрит на окружающий мир глазами живописца — его стихи наполнены красками, и каждое из них можно сравнить с картиной.

Недаром про Волошина говорят: «В поэзии он был живописцем, в живописи – поэтом»

Максимилиан Волошин. Облака над Коктебелем. 1930
Максимилиан Волошин. Облака над Коктебелем. 1930

Как мне близок и понятен

Как мне близок и понятен

Этот мир – зеленый, синий,

Мир живых, прозрачных пятен

И упругих, гибких линий.

Мир стряхнул покров туманов.

Четкий воздух свеж и чист.

На больших стволах каштанов

Ярко вспыхнул бледный лист.

Небо целый день моргает

(Прыснет дождик, брызнет луч),

Развивает и свивает

Свой покров из сизых туч.

И сквозь дымчатые щели

Потускневшего окна

Бледно пишет акварели

Эта бледная весна.

1902

Спустилась ночь. Погасли краски…

Спустилась ночь. Погасли краски.

Сияет мысль. В душе светло.

С какою силой ожило

Всё обаянье детской ласки,

Поблекший мир далеких дней,

Когда в зеленой мгле аллей

Блуждали сны, толпились сказки,

И время тихо, тихо шло,

Дни развивались и свивались,

И всё, чего мы ни касались,

Благоухало и цвело.

И тусклый мир, где нас держали,

И стены пасмурной тюрьмы

Одною силой жизни мы

Перед собою раздвигали.

Май 1902

Дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле

В продолжение рассказа о поэте-художнике Серебряного века хочу добавить несколько слов о доме-музее Волошина.

-3

Музей мы посещали во время нашего прошлого «тура» по Крыму. Внутри царит замечательная атмосфера, как и во всех крымских литературных домах-музеях.

Надо отметить, что это единственное здание, которое уцелело с момента основания Коктебеля. За это стоит благодарить вдову поэта. Мария Волошина (Заболотская) посвятила свою оставшуюся жизнь (с 1932 по 1976 г) на сохранение творческого наследия Максимилиана и его дома. Даже во время нацистской оккупации она смогла сохранить все: волошинскую обстановку, его библиотеку и личный архив, а затем исполнила завещание Волошина, согласно которому следовало устроить писательский Дом творчества на первом этаже.

-4

А началась история музея в 1893 году, когда семья Максимилиана приобрела участок в Коктебеле.

В 1903-м, поэт начал возводить дом по собственным чертежам, и к 1913 году после пристройки мастерской здание приобрело вид корабля.

Волошина считали покровителем людей искусства. Ведь в его доме бывали сестры Цветаевы и Осип Мандельштам, Алексей Толстой и Михаил Булгаков, Андрей Белый и Максим Горький, Александр Грин и еще многие известнейшие представители творческой интеллигенции первой половины 20 века. От них здесь остались не только автографы в книгах, но и сувениры, памятные вещи. Приятно полюбоваться видом на море с балкона, на котором, возможно, бывали знаменитые гости поэта.

-5

***

Зеленый вал отпрянул и пугливо

Умчался вдаль, весь пурпуром горя…

Над морем разлилась широко и лениво

Певучая заря.

Живая зыбь как голубой стеклярус.

Лиловых туч карниз.

В стеклянной мгле трепещет серый парус.

И ветр в снастях повис.

Пустыня вод… С тревогою неясной

Толкает челн волна.

И распускается, как папоротник красный,

Зловещая луна.

1904

/ и опять почти в каждой строке – цвет/

В музейном фонде хранится более 60000 экспонатов. Если окажетесь в Коктебеле, обязательно загляните в этот удивительный дом.

Первый зал экспозиции знакомит с биографией Волошина. Здесь представлены фотоснимки и документы, начиная с детства поэта. Также выставлен экспонаты, рассказывающие о его любви к первой жене Маргарите Сабашниковой. /Кстати в музее постоянно проходят разные интересные мероприятия, и 8 июля литературно-музыкальный вечер, посвящённый Дню семьи любви и верности, будет знакомить гостей с историей их любви/.

Второй зал посвящен творчеству Волошина – здесь вы увидите акварели и сборники стихов.

-6

А на втором этаже находится мастерская – письменный стол и рабочие стеллажи, мольберт с красками и кистями, книжные полки и вазы с сухоцветами – все как было при жизни Максимилиана.

-7

Можно присесть на скамеечку и представить, как художник работает, глядя на море.

-8

На центральном месте в Мастерской скульптура царицы Древнего Египта, которую считали оберегом. Это место называют «каюта Таиах», здесь в простенках вы обнаружите уникальную коллекцию японских ксилографических гравюр, которыми так гордился поэт. Также интересна и мемориальная библиотека, расположенная слева от «каюты». На полках находятся немало раритетных и ценных книг, вышедших в период 1701-1931 гг.

-9

Как сказано на сайте музея: «Сохранность аутентичных интерьеров волошинских комнат, где почти каждый предмет занимает место, определенное ему хозяином на столетие ранее, совершенно уникальна для европейских музеев, переживших не одну войну».

Мой Телеграм канал https://t.me/svetavlii