«Белокурая трёхлетняя девочка была пояском привязана к руке матери. Русское «Ко мне, ко мне» похоже на немецкое «коммен, коммен»... Девочка протянула ручонки».
Так описывает Пётр Ворошилов в книге «Знаменщик полка» подвиг уроженца д. Вознесенка Новосибирской губернии (в настоящее время Тисульский район Кемеровской области) Николая Масалова. Во время штурма Берлина 30 апреля 1945 г. советский воин, рискуя своей жизнью, под плотным огнём, на руках вынес из-под обстрела немецкую девочку. Вне сомнения, это подвиг, который стал образцом мужественности и добродетели. Он лёг в основу идеи монумента Воину-освободителю, возведённому в Трептов-парке спустя четыре года.
В Трептов-парк на карусели
А через 77 лет на родной земле Масалова в Кузбассе решили установить точную копию памятника Воину-освободителю. Он станет частью мемориального комплекса героям-сибирякам в Кемерове. Оказалось, есть в Кузбассе человек, который особенно ждёт открытия этого монумента.
«В сентябре 1945 г. мы приехали в Берлин. Папа у меня был комендантом района Трептов. Мне почти 90 лет, но я отлично помню, как велась подготовка к созданию знаменитого памятника Воину-освободителю», - позвонила в редакцию жительница пос. Малиновка Тамара Галанина.
Её отца Михаила Ефремова призвали в армию в 1936 г., он прошёл Хасан и Халкин-Гол, Финскую и Великую Отечественную войны. А в 1945 г. после победы возглавил военную комендатуру одного из районов Берлина. Туда в сентябре к нему прибыли супруга и две дочки, поселились прямо в здании комендатуры, в трёхкомнатной квартире. Дети ходили в школу по разрушенному мосту через Шпрее (осторожно по досочкам, положенным на сваи), а потом несколько остановок проезжали на трамвае. По выходным бегали в Трептов-парк.
Его разбили в Берлине ещё в XIX в., в тени деревьев жители отдыхали от городского шума. Ребятишек больше всего привлекали карусели и клоуны. Тамара Михайловна признаётся, что такой огромной американской горки, как там, больше нигде не видела: «Она была высотой с пятиэтажный дом! Карусели поставили ещё до войны. Когда мы там жили, границ не было, в парке отдыхали все - и наши, и американцы, и англичане».
А за парком находился пустырь, размером с три футбольных поля. На нём советское правительство и решило построить мемориал. Там на глазах 11-летней Тамары спецбригады перезахоранивали солдат, военные расчищали территорию от сгоревших танков и насыпали холм для будущего памятника (к слову, в Кемерове насыпь-основание тоже искусственная). Про подвиг Масалова девочка слышала тогда не раз и в школе, и дома.
Кто позировал скульптору?
«Едут художники», - говорил папа. Значит, надо их принять, охранять, поселить, организовать работу», - вспоминает Тамара Галанина. Из разговоров взрослых девочка слышала, что готовится монумент, и скульптор Вучетич ищет, с кого будет лепить памятник. В её памяти остался такой разговор: выбор девочки, которую держит на руках солдат, согласовывали со Сталиным, и тот сказал: «Брать только русскую». Поэтому скульптору позировала трёхлетняя Светочка - дочь советского коменданта Берлина генерал-майора Котикова.
Собеседница рассказала также о выборе натуры для главной фигуры. В июле 1946 г. в Берлине проходила спартакиада оккупационных войск. Говорит, одной из целей этих соревнований был выбор солдата, который будет позировать скульптору для памятника. Там взгляд Вучетича и пал на бойца, бежавшего кросс, - Ивана Одарченко. Статный, красивый, под два метра ростом, он-то и стал прототипом воина-освободителя.
Остались воспоминания... и лебеди
В память о той знаковой спартакиаде у Тамары Михайловны остался сувенир - фарфоровая статуэтка лебедей. Нежные голубые фигурки раздавали на соревнованиях, её мама взяла две и привезла в Сталинск (ныне Новокузнецк), куда семья вернулась в начале 1949 г. после демобилизации отца. Это одна из немногих сохранившихся вещей, привезённых из Германии. Ефремовым разрешили тогда нагрузить полвагона скарба - мебель, постельное бельё, одежду. Всё строго: в бургомистрате составили опись, на каждую вещь требовался документ, подтверждающий, что она действительно куплена.
В Сталинске Ефремовы почти всё продали, чтобы купить дом. Особым спросом в послевоенном городе пользовались полотенца. Вынуждены были даже расстаться с пианино, на котором в Берлине Тамару учила играть немецкая гувернантка. Много лет спустя, придя в Новокузнецкий краеведческий музей, она с удивлением обнаружила свой инструмент. «Показала фотографию, что я на нём играю. Все были ошарашены! Выходит, мы приехали, его продали, а кто-то купил и потом сдал в музей», - говорит она.
Знаменитый монумент открыли в Берлине 8 мая 1949 г., когда Тамара с семьёй уже обживали новый дом на родине в Кузбассе. В Германии с тех пор она не бывала, только на фотографиях видела памятник. Поэтому сейчас с нетерпением ждёт открытия его копии в Кемерове и надеется, что его-то ей посчастливится увидеть воочию.
В конце августа губернатор Сергей Цивилев осматривал строительство мемориального комплекса в честь сибиряков, павших в годы Великой Отечественной войны. На тот момент в регион прибыла первая часть скульптуры Воина-освободителя. «Комплекс должен быть возведён к форуму «Россия - спортивная держава», - распорядился губернатор. Копию скульптуры Воина-освободителя из Трептов-парка установят в Кемерове рядом с Президентским кадетским училищем.