Во время Великой Отечественной Войны особую роль в приближении победы играли дети. Они сражались с врагом и заменяли старших в тылу. Их судьбы стали основой для образа «пионера-героя» - символа высоких моральных принципов и детской смелости.
Каждый советский школьник считал своим долгом помощь Красной Армии. Эта поддержка могла быть разной - от партизанской борьбы до работы в госпиталях. Такую сцену из жизни ребенка военных лет изобразила в своей работе советский скульптор Ольга Владимировна Квинихидзе.
Художница родилась 4 июля 1899 года. В своё время Квинихидзе окончила ВХУТЕИН, где руководителем ее дипломного проекта была легендарная Вера Игнатьевна Мухина (именно она создала памятник «Рабочий и колхозница» - «эталон социалистического реализма»). К сожалению, сохранилось совсем немного работ Ольги Владимировны Квинихидзе. В Санкт-Петербурге несколько её произведений можно увидеть в Государственном Эрмитаже и в Военно-медицинском музее.
«Пионерка пишет письмо под диктовку раненого», созданная в 1943 году в Москве, демонстрирует помощь юного поколения сражающимся воинам.
Скульптура совсем небольшая (20х25 см), но даже в такой настольной работе художнице удалось запечатлеть одну из самых трогательных сцен военного времени. Раненый сидит в коляске, правая рука его забинтована и подвешена на специальной косынке. Такие треугольные повязки старались унифицировать, у медиков даже были прессованные треугольные бинты.
Рядом с больным на табурете сидит девочка и, держа на коленях тетрадь, пишет письмо под диктовку. Сцена наполнена уютом: раненый держит левую руку на плече пионерки, которая сосредоточенно занимается своим делом, на лице солдата - спокойная улыбка.
Как же школьники помогали бойцам Красной армии?
Пионеры участвовали и в боевых действиях, состояли в партизанских отрядах. Шесть школьников были даже удостоены звания Героя Советского Союза. Это были Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Шура Чекалин и Боря Цариков. Они, жертвуя своей жизнью, проявили недетскую смелость в борьбе с врагом. Вчерашние школьники старались помогать взрослым: дежурили, содействуя воздушной обороне; строили укрепления; собирали металлолом, лекарственные растения; участвовали в сборе вещей и сами шили для военных необходимую одежду.
Дети 12-14 лет, как взрослые, помогали на производствах, в том числе и на оборонных предприятиях. Они активно помогали и в госпиталях, где, как на скульптуре Квинихидзе, писали письма родственникам раненых. Пионеры в больницах устраивали представления для больных и персонала, поддерживая боевой дух.
Ольга Владимировна Квинихидзе смогла воплотить распространённую сцену из жизни военного времени в миниатюрный памятник о подвиге пионеров.