Найти тему
29,1K подписчиков

Что будет если убрать шасси самолёта во время стоянки на этих самых шасси?

3,2K прочитали

Это довольно часто задаваемый вопрос, хоть и звучит он весьма глупо. И всё же вы постоянно об этом спрашиваете, как будто это действительно какой-то важный вопрос, который достоин статьи. Ведь согласитесь, что было бы весьма необдуманно - убирать шасси пассажирского самолёта, если он на них стоит. По всей видимости некоторые пассажиры опасаются, что они будут разгуливать вокруг самолёта, потом зайдут прямо под его фюзеляж, и тут пилот случайно уберёт шасси...

Это довольно часто задаваемый вопрос, хоть и звучит он весьма глупо. И всё же вы постоянно об этом спрашиваете, как будто это действительно какой-то важный вопрос, который достоин статьи.

Других же больше интересует сама возможность такой активации процесса уборки шасси. Может там какая защита стоит?

Есть также и те, которым интересно буквально следующее: если пилот во время стоянки самолёта случайно убрал шасси, то можно ли их потом снова выпустить так, чтобы самолёт снова встал на шасси?

Хватит ли у гидравлики мощи, или если уж самолёт прилёг на фюзеляж, то потом уже не встанет?

В общем, все эти глупые и нереальные ситуации мы сегодня будем обсуждать в этой статье с абсолютно серьёзным видом.

Это довольно часто задаваемый вопрос, хоть и звучит он весьма глупо. И всё же вы постоянно об этом спрашиваете, как будто это действительно какой-то важный вопрос, который достоин статьи.-2

Итак, сама система уборки и выпуска шасси приводится в движение гидравликой. Это гидроцилиндры, поршни в которых перемещаются за счёт того, что под ними растёт давление гидравлической жидкости, как правило масла. Это масло перемещается гидронасосами, которые вращаются электродвигателями. А электромоторы запитываются от сложной системы контроля, управления и блокировки. Всё это подключается к центральному компьютеру самолёта.

Так что вся эта система довольно умная, и она просто "сдаст" пилота, просто сообщит "куда следует", если командир воздушного судна надумает случайно или же намеренно убрать шасси во время стоянки. И разумеется вся эта система просто не даст ему совершить такой необдуманный поступок.
Это довольно часто задаваемый вопрос, хоть и звучит он весьма глупо. И всё же вы постоянно об этом спрашиваете, как будто это действительно какой-то важный вопрос, который достоин статьи.-3

Теперь давайте представим себе просто немыслимую ситуацию: мы всё взломали, и теперь под нашим внешним управлением находятся все эти гидронасосы. Вопрос тот же - хватит им мощи, чтобы убрать шасси прямиком из-под стоящего на них самолёта, и чтобы он шлёпнулся на пузо?

И здесь нужно отметить, что гидравлика шасси далеко не всесильна. Все эти механизмы и гидроприводы рассчитаны на работу с ненагруженными шасси. А когда на них давит вес самолёта, а это на секундочку десятки, а порой и сотни тонн, то ни одна гидравлика просто не сможет сдвинуть стойки шасси с места под весом самолёта.
Это довольно часто задаваемый вопрос, хоть и звучит он весьма глупо. И всё же вы постоянно об этом спрашиваете, как будто это действительно какой-то важный вопрос, который достоин статьи.-4

Почему это в принципе физически невозможно?

Потому что основные шасси как правило убираются вбок. Так на этих многочисленных фото можно видеть, что основные шасси убираются в сторону. А это значит, что гидравлике придётся преодолевать огромную силу трения шин об поверхность ВПП, чтобы произвести сдвиг.

Всё оборудование в авиации, включая гидравлику, подбирается исходя из так называемой "культуры веса". Иными словами всё это "железо" должно как можно меньше весить, а иначе самолёт не взлетит. И поэтому мощность и вес рассчитываются без каких либо запасов. А это значит, что у гидронасоса просто не хватит давления на создание таких усилий в цилиндрах и рычагах.
Это довольно часто задаваемый вопрос, хоть и звучит он весьма глупо. И всё же вы постоянно об этом спрашиваете, как будто это действительно какой-то важный вопрос, который достоин статьи.-5

И тут вам может показаться, что автор уводит разговор в сторону основных шасси, как бы игнорируя носовые. Ведь они же складываются не в сторону, а вперёд или назад, а значит могут катиться. И вот как раз тут у гидравлики есть все шансы.

И ведь действительно, если мы посмотрим на носовые шасси, то увидим специальные створки спереди, которые открываются для их уборки:

Это довольно часто задаваемый вопрос, хоть и звучит он весьма глупо. И всё же вы постоянно об этом спрашиваете, как будто это действительно какой-то важный вопрос, который достоин статьи.-6

И поэтому, да, если взломать систему блокировок и принудительно запустить гидронасос, то ему хватит давления, чтобы убрать шасси и стукнуть самолёт носом об поверхность ВПП.

Что же касается обратного хода - выпуска шасси, когда самолёт уже на брюхе, то разумеется давления в гидросистеме не хватит, чтобы поднять десятки и сотни тонн вновь на стойки шасси.