9,3K подписчиков

Поэзия как сигнал из космоса

Космическая природа лирики

Идеалисты ревностно заявляют, что поэтический талант — это метафизический божественный дар, обладатель которого есть посредник между нашим и неким «высшим миром». Скептики высмеивают такие позиции, видя в них наивный религиозный фанатизм. Рассудить, кто из них прав, мы не можем. Однако мы можем поразмышлять.

Прежде надо сказать о природе поэтического творчества. Лирика — это категория глобальная; это целый род литературы наряду с эпосом и драмой. Если эпос во главу угла ставит повествование, драма — действия и реплики, то лирика зиждется на эмоциях, сантиментах, субъективных переживаниях. Говоря простым языком, лирика слагается внутри героя, в пространстве его духовного микрокосмоса. Эпос и драма же, напротив, «снаружи».

Для эпического жанра и особенно для драматургии важно материальное, в то время как поэты сконцентрированы на духовном.

Космическая природа лирики Идеалисты ревностно заявляют, что поэтический талант — это метафизический божественный дар, обладатель которого есть посредник между нашим и неким «высшим миром».

Нетрудно догадаться, как появилось слово «лирика».

Древние греки считали, что такие произведения необходимо исполнять под аккомпанемент лиры.

Лирические произведения древние называли песнями. А «пели» в античные времена в основном гимны богам, политикам и вину. Реже пели о любви. Поэзия не сразу стала интимным и личным занятием.

Именно в те времена сформировались нормы лирического творчества. Как известно, в течение многих веков европейцы смотрели на античную культуру как на эталон. В лирике важны искренность и глубина переданной эмоции, экспрессивная художественность и высокая эстетика речи, достойная элитарной культуры.

Воспринимали ли древние поэзию как нечто божественное, космическое, а поэта как пророка? Да, и именно от них пошла эта традиция. Так как лирики воспевали богов, они по сути выполняли функции христианских священников. Ввиду этого многие воспринимали их как посредников между богами и людьми.

Средние века даровали мировой поэзии драгоценный куртуазный жанр. Как ни странно, мрачные и бедственные времена принесли с собой чрезвычайно противоположную по духу культуру. Куртуазность — это культура поведения при дворе, в особенности при общении с дамами. Именно отсюда пошёл образ рыцаря без страха и упрёка.

Куртуазная поэзия включает в себя творчество трубадуров, труверов, миннезингеров, сложивших романтический образ поэта, дошедший до нас через сотни лет.

Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в развитие всех искусств, в том числе и поэзии. Стихотворные произведения усложнялись с художественной и с интеллектуальной точки зрения. Немалый прогресс в этом ключе принесли Данте, Петрарка.

Воспринимая человека как абсолют, почти равный богу-творцу, поэты эпохи Ренессанса считали и поэта подобным богу творцом, а творчество даровитых лириков воспринимали как нечто, обладающее особой силой.

Поэты эпохи романтизма были склонны романтизировать свой талант, себя и свою судьбу. Их стихотворения зачастую наполнены особой роковой мудростью и печальным смирением. Так романтики смотрели на жизнь.

Мотивы «поэта-мессии» и пророка были в девятнадцатом веке совсем не новы. Представители романтического течения, обыгрывая эти мотивы, не подчёркивали свою самобытность. Скорее наоборот, так они подражали античным мастерам, выражая своё признание.

В отличие от эпоса, стремящегося разобраться в конкретных житейских проблемах и судьбах, лирика исследует абстрактные (хоть и вполне ощутимые) нематериальные сущности, в основном чувства и переживания. Очевидно, что в таких условиях творец мечтает установить связь с космосом, с богом, с мирозданием. А как ещё установить эту связь, если не посредством стихов? Вот так и зарождаются легенды о музах, о богах, пишущих руками творцов.

А может, не всё так просто? Есть что-то, чего мы не знаем?

Правда скрыта от наших глаз? Возможно. Но есть также в этом деле кое-что, доступное нам и вполне научное. Говоря о разговоре поэта с «космосом» во время творческого процесса, можно принять за него обычный так называемый «выход подсознания наружу». В процессе творчества автор выводит мысли не только сознательно, но и бессознательно — невольно выпуская их из более глубоких слоёв сознания. Порой самому автору может показаться, что сама вселенная заговорила с ним через его творческую фантазию.

Олег Зверев

Материалы автора