Найти тему
Записки Царскосёла

СУДНЫЙ ДЕНЬ: Dies Irae сквозь века музыки

Оглавление

Не смотря на то, что третье тысячелетие катится с неумолимой скоростью, и на многие устоявшиеся понятия человечество смотрит совершенно по-иному, тема СУДНОГО ДНЯ в свете современных событий актуальна как никогда. Конечно же и рок-музыка не могла пройти мимо этой извечной животрепещущей темы...

А вот что и откуда взялось?

Сегодня в глубины веков на поиски отправной музыкальной точки образа СТРАШНОГО СУДА, который ожидает всякого грешника, вновь отправляется наш пензенский автор Вадим СОСЕДКО, с которым я вас уже знакомила намедни:

MISSА FURIOSА: бесшабашно-авангардное творение Тьерри ЗАБОЙЦЕФФ
Записки Царскосёла20 сентября 2022

==============================

Dies irae, dies illa solvet saeclum in favilla — День гнева, этот день превратит века в пепел

«Великий день его гнева». Художник - катастрофист Джон МАРТИН (1851-1853)
«Великий день его гнева». Художник - катастрофист Джон МАРТИН (1851-1853)
"Пандемониум" - столица Ада и другие работы Джона Мартина
Интересные факты6 февраля 2020

КАТОЛИЧЕСКОЕ ПЕСНОПЕНИЕ (секвенция) пришло в наше время из средневековой Италии. Оно выражает образ страшного суда, что ожидает всякого грешника. Авторство приписывается монаху Томмазо ди Челано (ум. 1255), который лишь должным образом записал мелодию, известную ещё в 12-м веке и имеющую в своей мелодической основе народные интонации

монах Томмазо ди Челано
монах Томмазо ди Челано

Этот один из самых известных григорианских распевов использовался как основополагающий в музыкальной составляющей богослужений. Мелодия отличается строгостью, суровостью и трагичной выразительностью. Она была узаконена Тридентским собором в Риме (1545-1563). С этого же времени история сохранила первые полифонические обработки для различных составов исполнителей, принадлежащих перу безвестных монахов.

С конца 15 века DIES IRAE/День гнева уже входит в число номеров церковной заупокойной мессы. Впоследствии именно эта её разновидность наряду с праздничной мессой и стала базовой для дальнейшего музыкального развития.

Время шло, бежали годы, и века сменяли друг друга. Но старинная григорианская тема, воплощающая представление человека о грядущем небесном гневе, не только не забылась, но и трансформировалась в творчестве композиторов разных стран и времен. Они, конечно, вносили свои правки в начальную мелодию, тем самым приближая её к своему времени, а иногда и просто сочиняли свою мелодию на латинский текст. В музыке это допускается и часто становится лишним доказательством вечности этой бессмертной темы. И сегодня я бы хотел вспомнить лишь некоторые образцы Dies Irae в творчестве разных композиторов

Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756-1791)
Реквием (1791)

-3

Развитие Реквиема МОЦАРТА идёт на "одном дыхании". Последнем дыхании. Партия хора, за единственным исключением, трактуется как монолитная масса: все голоса соединяются в обрывочные фразы. На фоне мощных аккордов выделяются широкие скачки верхнего голоса, подобные исступленным крикам отчаяния. На долю оркестра приходится отображение внешних ужасов. Тремоло струнных, возгласы труб и дробь литавр делают картину особенно зловещей, усиливая впечатление смертельного страха, лихорадочной тревоги, леденящего ужаса. Море огня и запах серы прилагаются

Как известно, Моцарт не успел закончить Реквием. Справедливо опасаясь, что заказчик потребует обратно задаток, вдова композитора Констанция предприняла максимум усилий для "завершения" сочинения. И до сих пор нет полной ясности, что в Реквиеме принадлежит гению Моцарта, а что "добавили" Йозеф Эйблер и Франц Зюсмайер

Джузеппе ВЕРДИ (1813-1901
Реквием (1874)

-4

Не менее динамичный и пугающий получился Dies Irae у Джузеппе ВЕРДИ в 1874 году. Композитор работал над сочинением Реквиема параллельно с оперой "Аида", поэтому круг музыкальных образов в этих сочинениях близок друг другу. Соответственно погребальная служба приобретает несвойственные ей черты оперной выразительности. У Верди Бог превращается в некоего оперного героя - грозного и справедливого Демиурга, вершителя человеческих судеб. Произведение композитор посвятил умершему в 1873 году другу и писателю Алессандро Мандзони, перед которым Верди преклонялся с юных лет, считал его "образцом добродетели и патриотизма"

Антонин ДВОРЖАК (1841-1904)
Реквием (1891)

-5

Крупнейшее духовное сочинение классика чешской музыки писалось в счастливый период жизни композитора, когда признание его гения стремительно распространялось по всему миру. В 1890 году Дворжак по предложению Чайковского, с которым его связывала глубокая дружба, поехал на гастроли в Россию. Тогда же он был удостоен почетной степени доктора Карлова университета в Праге, в следующем — доктора Кембриджского университета в Англии

Будучи человеком глубоко верующим, он сумел привнести в устоявшуюся католическую форму славянскую задушевность, сочетающуюся с мощностью красочных картин. Реквием окрашен в лирические тона, в нём немало эпизодов, несущих утешение. Важную объединяющую роль играет краткий хроматический лейтмотив, напоминающий любимую Бахом музыкальную эмблему креста. Он обрамляет и пронизывает всё произведение, подобно навязчивой идее — томительный роковой вопрос о смысле человеческой жизни, о смерти и вечном покое

Я же рекомендую все это произведение как единое целое. Музыка Реквиема Антонина ДВОРЖАКА восхитительна

Настало время перейти в век 20-й

Тема Dies Irae не только не утратила своей актуальности, но и стала еще более востребованной в череде страшных потрясений, сопровождающих все столетие.
Две мировые бойни; химическая атака под Ипром; печи Освенцима и Бухенвальда, ядерные бомбардировки мирных японских городов; "холодная" война, готовая в любой момент стать жутко горячей - всё это не могло не отразиться в музыке

Бенджамин БРИТТЕН (1913-1976)
Реквием (1962)

-6

Это произведение оказалось не только самым исполняемым из всего наследия композитора, но и символом неприятия войны.
Произведение готовилось к открытию собора в городе Ковентри, до основания разрушенном немецкими бомбардировщиками во время Второй мировой войны. Город восстанавливался, восстанавливался и собор, являвшийся его главной достопримечательностью. Открытие его должно было стать торжеством

Реквием БРИТТЕН посвятил памяти своих друзей, погибших на фронтах: Роджера Бурнея - младшего лейтенанта добровольческого резерва Королевского военно-морского флота, Пирса Данкерлея - капитана Королевской морской пехоты, Дэвида Джилла - рядового матроса Королевского военно-морского флота, Майкла Халлидея - лейтенанта добровольческого резерва Королевского новозеландского военно-морского флота.

Эпиграфом к нему стали строки Уилфрида Оуэна:
"Моя тема — война и скорбь войны.
Моя поэзия скорбна.
Всё, что поэт может сделать — это предостеречь"

На вопрос о содержании ВОЕННОГО РЕКВИЕМА, Бриттен ответил:

«Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах... Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем много сожалений по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны»

Мы живём уже в 21-м веке. Многое меняется со временем, но тема судного дня актуальна и по сей день. Современные ответвления авангардной рок-музыки, конечно, не могли пройти мимо этой вечной темы.

Тьерри ЗАБОЙЦЕФФ ,,Missa Furiosa» (2004)

-7

Часть из реквиемообразного альбома французского композитора, аранжировщика и мульти-инструменталиста Tьерри ЗАБОЙЦЕФФ ,,Missa Furiosa". РИО-гуру сумел придать этой старинной теме современное звучание, пронизанное личным видением развития авангардной музыки. Как ни странно, но латинский текст органично вписался в экспериментальные музыкальные поиски. В наше неспокойное время, скорее всего, эта тема будет жить и далее

А на сегодня всё-ё! За сим пока! 😉

Уберегали от гнева Вадим Соседко и Мэри М

Ставьте👍лайки или дизлайки👎, пишите комментарии📝! Главное движуха!