Между пологими кряжами Вишнёвых, Потаниных и Тёплых гор уютно расположился посёлок со звучным названием Маук. Сейчас уже сложно сказать, что назвали Мауком раньше – гору или небольшую речку, протекающую у её подножия. Лично я склоняюсь ко второму – хотя бы потому, что, по одной из версий, "маук" в переводе с одного из тюркских наречий означает "золотое дно", а на реке Малый Маук и вправду некогда существовал прииск по добыче россыпного золота. К тому же, на Урале так много горных вершин, что придумывать для каждой из них “персонализированное” название ни у кого никогда не было желания – в отличие от рек и озёр, обретавших имена в первую очередь.
Кстати, по мнению некоторых краеведов, в частности, Владимира Поздеева из Челябинска, гидроним "маук" может переводиться как "волок". Вполне возможно, что именно через современный #посёлок проходила легендарная Казанская дорога. Именно этим путем некогда из Азии в Европу двигались целые народы, а позднее шли торговые караваны из Сибири в Московию. Учёные давно пытаются восстановить старинный маршрут, нитка которого обрывками описывается в различных исторических документах. Например, в "Деле о спорных землях башкир на Сибирской стороне Урала", датированном 1695 годом, есть такой интересный отрывок:
"А от Караболки-речки едучи по Казанской дороге до озера Порохового, а от того озера к Каменю на правой стороне озеро Алак Большой, другое озеро Алак Малый... А от того озера едучи, на левой стороне дороги озеро Алабуга, а на правой стороне близ Камени озеро Касли. А из того Касли-озера течёт Исток мимо башкирской деревни и подле Урал-камня в Иртяш-озеро. А подле того Истока на Казанской проезжей дороге живут башкирцы Талиш Иткулов со товарищи в десяти юртах...".
С большой долей вероятности можно предположить, что от реки Исток дальнейший путь шёл по речной долине Большого Маука к рекам Кизилу, Нязе и Уфе. Косвенно это подтверждает тот факт, что в середине XVIII века именно этим путем длиной более 150 верст доставляли продукцию Каслинского завода к Сорокинской пристани на берегу реки Уфы, откуда с наступлением весеннего половодья барки отправлялись в далёкий и опасный путь по бурлящим рекам в составе знаменитых железных караванов. Впрочем, мы немного отвлеклись от темы повествования.
Официально же #история посёлка Маук начинается в 1894 году, во время строительства железной дороги, соединившей Челябинск и Екатеринбург. Эта железнодорожная ветка действует и по сей день, а в посёлке расположена одноимённая станция. Впрочем, это не значит, что до конца XIX века люди в этих местах вовсе не жили – даже наоборот. Старатели потихоньку мыли золото на реках Большой, Средний и Малый Маук, а местные кряжи облюбовали углежоги, заготавливавшие здесь уголь для нужд Каслинского завода. Кстати, некоторые специалисты утверждают, что высокое качество местного угля было одним из определяющих факторов, позволивших в итоге использовать выплавляемый в Каслях чугун для изготовления самых настоящих произведений искусства – знаменитого Каслинского литья. А практически на том самом месте, где стоит современный посёлок, некогда разрабатывались известные с середины XVIII века Маукские рудники, где добывали железную руду для нужд Каслинского завода.
Но, несмотря на всё вышесказанное, не будет преувеличением сказать, что железная #дорога подарила Мауку настоящую жизнь. Во многом именно благодаря ей посёлок и поныне ведёт вполне себе полноценное существование, а его население составляет более 700 человек, что по меркам уральской глубинки не так уж и мало. Как и сто с лишним лет назад, #жизнь здесь неразрывно связана с лесом – правда, теперь местные жители уже не жгут уголь, а работают на нескольких окрестных пилорамах. Теперь у них есть возможность работать и на Маукском руднике, вновь запущенном весной 2022 года после десяти лет простоя. Рудник по уральским меркам весьма молодой: месторождение медного колчедана близ посёлка было открыто в 1955 году, а проходку первых штолен начали лишь в 2010. Но, что называется, не пошло: буквально через год #рудник закрылся. Лишь в 2018 году он был приобретен "Русской медной компанией", которой, кстати, с недавних пор принадлежит и огромный завод в печально известном Карабаше, после чего дела пошли на лад. Когда предприятие выйдет на проектную мощность, здесь будут добывать 200 тысяч тонн медно-цинковой руды ежегодно, а разведанных запасов, по оценкам геологов, хватит ещё как минимум на пятнадцать лет.
В огромных отвалах пустой породы, оставшихся от предыдущих владельцев рудника, доступ к которым, в отличие от остальной территории предприятия, пока что является свободным, без труда можно отыскать #минералы для пополнения личной коллекции. Настоящей “визитной карточкой” рудника являются очень красивые образцы пирита – знаменитого “золота дураков”. Вкрапления пирита обнаруживаются и в коренной породе в виде золотистых чешуек, и в местном кварце в виде красивых блёсток. Гораздо реже попадаются кристаллы, которые в силу кубической сингонии пирита представляют собой идеально правильные золотистые кубики – одиночные или сросшиеся между собой. Глядя на них, понимаешь, что не всегда природа тяготеет к свободным формам и плавным линиям, зачастую предпочитая строгий минимализм.
Но, пожалуй, главной своей достопримечательностью посёлок "обзавелся", когда на вершине горы Маук началась разработка месторождения серпентинита. Серпентинит, в народе больше известный как змеевик – очень красивый поделочный камень, цветом и текстурой действительно напоминающий кожу змеи. Богатством градаций зелёного тона, равно как и текстурой из ветвящихся прожилок #змеевик обязан присутствию различных минеральных примесей – кальцита, доломита, оливина, талька. Общепризнанно, что наибольшим разнообразием цветовых оттенков отличаются именно уральские серпентиниты.
Добыча серпентинита на вершине Маука велась открытым способом. Из тела горы циркулярными пилами вырезались огромные каменные блоки, в результате чего #карьер вскоре превратился в самый настоящий античный амфитеатр. Сходство с мраморными сооружениями Древней Греции дополнительно подчеркивает светлый цвет коренной породы. Правда, воспользоваться этим сооружением по назначению смогли бы разве что великаны – высота каждой такой "ступеньки" превышает 5 метров. Великаны, как известно, на Урале не водятся, предпочитая Скандинавию, но, если бы такие всё же нашлись, они явно были бы довольны, ведь вид с #вершины открывается просто изумительный: отсюда видны как на ладони и сам Маук, и горные кряжи, теряющиеся в синей дымке у горизонта.
Работы на месторождении не ведутся уже несколько лет. За это время подъездная дорога, отсыпанная пустой породой, уже начала зарастать молодым лесом, а стены “амфитеатра” обросли разнообразными “автографами” нерадивых туристов. О некогда развернувшейся здесь бурной человеческой деятельности напоминают лишь следы от диска пилы на камнях да ещё не утащенные в пункт приема цветного металла обрывки кабеля линии электропередачи, когда-то проложенного к вершине горы от Маукского рудника. Впрочем, налёт запустения лишь делает это #интересное место ещё более атмосферным.
Сам Маук едва ли заслуживает внимания в качестве туристической достопримечательности, однако посещение этого посёлка можно удачно вписать в нитку маршрута наряду с другими интересными местами, расположенными по-соседству. Так, совсем недалеко находится знаменитый Аракульский шихан – одно из самых живописных мест Среднего Урала. К востоку раскинулась "уральская Карелия" – десятки озёр, о многих из которых, например, об озере Сунгуль с его старообрядческими скитами, я уже рассказывал на страницах этого канала ранее. И, конечно же, если будете в этих местах, не забудьте посетить Черемшанские карьеры под Верхним Уфалеем – их определенно стоит увидеть!