Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Да-да, уже предвижу если не решительные протесты, то как минимум удивление читателей "Русскаго Резонёра". Как Анна Иоанновна? Почему Анна Иоанновна? После Николая I, Павла, Александров I и III?.. Позвольте - а где же "номера вторые" - оба? И как-то это странно - вдруг XVIII век....
Всё так - действительно, выглядит это как минимум не совсем логичным. А логичнее было бы сперва в рамках "Краткой императорской киноантологии" разделаться и с Александром Николаевичем, и с Николаем Александровичем. Да. Но тут есть некие нюансы. Николая Александровича не жалую в принципе. Пусть уж как-то извинит меня госпожа П., да и другие его адепты. Не жалую по различным причинам. И - честно признаться - даже если бы и взялся за его киногалерею, труд сей занял бы чересчур много времени: на экранах предпоследний император появлялся частенько, и - как правило - в весьма однообразной трактовке (если, конечно, не считать "Агонию"). Если и возьмусь, то прежде должен в буквальном смысле пересилить себя. К тому же, чтобы тратить время на нового героя, мне необходимо в него некоторым образом влюбиться... Примерно такое произошло со мною, когда писал о Вяземском, Некрасове, предпоследняя моя привязанность - Полевой, сейчас вот - Толстой-Американец... По отношению к Николаю II ничего подобного не испытываю. Быть может, позже...
Что же до Александра II, то, помимо того, что несколько раз он и так возникал в "Императорской киноантологии" в прямой связи с сыном и растиражированным собственным адюльтером, тоже как-то не манит меня как автора, которому предстоит отсмотреть немалое число фильмов... Не готов. Девятнадцатый век, стало быть, на сегодня по государям исчерпан. Выходит - назад. И, поскольку тут уж есть, из чего выбрать, Анна Иоанновна для меня лично - без вариантов. Это может быть вкусно и даже до определённой степени деликатесно.
Впервые эта дама крайне заинтересовала меня после прочтения "Слова и дела" Пикуля - романа неровного, как и практически и всё у этого самобытного и безусловно яркого автора-самоучки, но запоминающегося. Чем хорош был Пикуль во времена позднего СССР? По мере возможностей он максимально приближал к воспитанному на трудночитаемом Лажечникове и писателю "не для всех" Тынянове читателю и своих персонажей, и саму Историю, делая и то, и другое понятнее и доступнее. Кто такой, в конце концов, был до Пикуля для какого-нибудь 40-летнего ИТРовца Артемий Волынский? Или что там творилось когда-то в этом Баязете? Так... по верхам... что-то, где-то слышали... Пикуль - как минимум - изрядно просветил миллионы советских мужчин (а писатель он был, что называется, "мужской" - под стать своим "джеклондоновским" персонажам) в вопросах отечественной истории, за что ему вечная исполать. Дальше всякий пошёл своим путём. Кто-то заинтересовался мемуарами и документальными исследованиями, кто-то продолжил "образование" по прочей исторической и псевдоисторической литературе...
Но я, впрочем, отвлёкся. Анна Иоанновна. По традиции цикла сперва - мнения современников и более поздних историков. Вперемешку. И без указаний авторства. Портрет каждый сложит для себя сам.
- ... престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет - всех головой выше и чрезвычайно толста...
- Ни один, даже самый бесстыдный придворный льстец не решился бы назвать Анну красавицей - грузная, мужеподобная. с пронзительным громким голосом и тяжёлым взглядом, она не отличалась ни шармом, ни воспитанием, не притягивала к себе взоры мужчин. Впрочем, Анна к этому и не стремилась, как не мечтала и прослыть мудрой законодательницей или праведным судьей. Она была, в сущности, помещицей большого имения, которое называлось Россия
- Она почти моего росту, но несколько толще, с стройным станом, смуглым, веселым и приятным лицом, черными волосами и голубыми глазами. В телодвижениях показывает какую-то торжественность, которая вас поразит при первом взгляде; но когда она говорит, на устах играет улыбка, которая чрезвычайно приятна. Она говорит много со всеми и с такою ласковостью, что кажется, будто вы говорите с кем-то равным. Впрочем, она ни на одну минуту не теряет достоинства монархини; кажется, что она очень милостива и думаю, что её бы назвали приятною и тонкою женщиною, если б она была частным лицом
- Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве, не забывает услуг, ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления. Говорят, что у нее нежное сердце, и я этому верю, хотя она и скрывает тщательно свои поступки. Вообще могу сказать, что она совершенная государыня…
- Природное любопытство и склонность царицы к сплетням дают ей сведения обо всех пустяковатых делах и мелких случаях, происходящих в семьях придворных. Что же до важных дел и вещей значительных, то благородный граф Бирон (осуществляющий у неё главное управление) заботиться, чтобы о них она ничего не ведала
- Никогда на свете, чаю, не бывало дружественнейшей четы, приемлющей взаимно в увеселении или скорби совершенное участие, как императрицы с герцогом Курляндским. Оба почти никогда не могли во внешнем виде своем притворствовать. Если герцог являлся с пасмурным лицом, то императрица в то же мгновение встревоженный принимала вид. Вуде тот весел, то на лице монархини явное напечатывалось удовольствие. Если кто герцогу не угодил, то из глаз и встречи монархини тотчас мог приметить чувствительную перемену. Всех милостей надлежало испрашивать от герцога, и через него одного императрица на оные решалась
Сколько людей - столько же и мнений. Не станем, пожалуй, касаться того, что вечно вменяла (и пеняла) Императрице советская (да и не только советская) историография - насчёт "бироновщины" и засилья "немцев" у престола. Достаточно вспомнить лишь "Кабинет", в который - помимо Остермана и Миниха - в разное время входили Черкасский, Головкин, Ягужинский, Волынский и Бестужев-Рюмин. Понятно, что Левенвольде и Бирону "кабинет" сей был "до лампочки", но хотя бы внешняя репрезентативность и простейший подсчёт на пальцах, согласимся, отражают несколько иную арифметику... Наиболее ярко приведённые цитаты отражают как раз человеческие черты характера нашей героини. Сидит немолодая уже (особенно по меркам своего времени), некрасивая дама где-то в захолустье, денег не дают, принуждена всё всегда выклянчивать, перспектив - никаких, жива - и слава Богу, времена смутные. Одна радость... "Женское счастье - был бы милый рядом..." И тут - на тебе! Сперва, правда, запутали окончательно, да спасибо - добрые люди подсказали - не ведись. Царствуй. Они обманывают. А что - так можно? Нужно, государыня!.. Так вооот оно чтоооо... Это неистребимо провинциальное, домашнее что-то даже останется с нею на всё последующее десятилетие. Что такое Империя - ежели рассудить? Та же Курляндия - поболе только! Охоты - больше. Лошадей красивых. Денег. Снеди всякой. Мущщин интересных вокруг. Анна Иоанновна обожала видных мужчин вокруг себя. Таких как её Эрнст Йоганн. Подобно чеховской героине. "Больше всего на свете я люблю статных мужчин, пирог с яблоками и имя Роланд". Вот он - настоящий слоган к её царствованию. Только вместо "пирога с яблоками" - буженина и квас, а вместо "Роланда" какого-то - Эрнст Йоганн. Теперь - всё правильно. Потому и приблизила сперва Артемия Волынского. Тоже - высокий. Дерзкий. Деятельный. Красавец - почти как Бирон. Да они даже и похожи чем-то. Как появится - сразу заполняет собою всё вокруг. До тех пор, пока одеяло из рук её Эрнста перетягивать не стал, да ещё и злоумышлять что-то там противу неё самой. Каков наглец!.. В общем - в правлении Анны Иоанновны, как можем судить из представленных отрывков - было очень много женского: привязанность сердечная до гробовой доски, нетвёрдость в убеждениях (потому и в советниках надёжных нужда), всё по-домашнему. Как у Пушкина его Василиса Егоровна из "Капитанской дочки": "... на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком".
Портрет в общих чертах готов. Можно смотреть кино.
Советский кинематограф Анну Иоанновну игнорировал необычайно долго. Сколько уже было Николаев, Александров, Павлов, Петров... Пока, наконец, в 1970 году по сценарию умницы и эрудита Виктора Шкловского не был снят телевизионный фильм "Баллада о Беринге и его друзьях". Фильм, кстати говоря, замечательный. Не устаревший ни на год из своих пятидесяти двух. С потрясающим актёрским ансамблем - сегодня один кастинг бы "стоил" по голливудским меркам сумму изрядную. Ледогоров, Назаров, Валентин Никулин, Куравлёв, Артмане, Басилашвили... Диво дивное! Роль "царицы престрашного зраку" исполнила... Нонна Мордюкова.
Замечательный диалог между Императрицей и Берингом (тут же Бирон и капитан Чириков присутствуют) происходит на 21-й минуте.
- А это что? - спрашивает государыня, склонившись над представленной ей картою.
- Льды, - поясняет учтиво Беринг.
- Правильно... Льды... - повторяет Анна Иоанновна, вдруг обрадовавшись. - Это ворвань! Ворвань нам нужна... Для фонарей. Продавать можно. Юфть сделаем... А вот зачем мне так много воды?
- Для торговли и славы, всемилостивейшая Государыня, - терпеливо отвечает Беринг. - Без воды нет торговли...
Государыня, всё время вопросительно поглядывая на сидящего безмолвно Бирона (всё ли так говорю?), кажется, понимает... Торговля - хорошо. И что же надобно славному мореплавателю? Парусиной поиздержались. Пять тысяч аршин. Есть у нас парусина, герцог? Есть. Так дай ему. Продано. В Англию, Голландию, Швецию. Все воюют. Всем нужны паруса.
- Дурачьё..., - озадаченно качает головою Государыня. - Воевали бы на галерах. Там вёсла деревянные. На вёслах каторжники. Одна прибыль...
А тут ещё увидела в бумагах Беринга приметливая и памятливая Императрица имя Дмитрия Овцына - конфидента обидчиков ея - Долгоруких. Так ни с чем и ушли Беринг и Чириков. Служи, капитан. Плавай. А Овцына - подале. Хотя - куда уж дале Ледовитого океана?..
Замечательный эпизод. С некоторою прямолинейностью дидактичен по смысловой нагрузке, но выписан и исполнен замечательно. И хоть нисколько не похожа Нонна Викторовна - с яркою её казачьей красотою - на "исходник" (за что балл субъективно и сниму), но это - высший пилотаж, и твёрдой "девятки" достоин несомненно!
Следующее явление Анны Иоанновны отечественному зрителю состоялось в 1983 году - в фильме "Демидовы". Будучи одним из ярчайших образцов советского исторического кино, картина сумела достойно представить целый ряд исторических деятелей XVIII века - от Петра и Меньшикова до Бирона. Всегда ёмкие и убедительные Евгений Евстигнеев и Вадим Спиридонов в ролях Никиты и Акинфия Демидовых составили достойную конкуренцию актёрскому созвездию, задействованному даже в небольших ролях. Особенно хорош был Михаил Козаков: его Бирон - опасный, умный и жестокий человек, имея дело с которым всегда надо держать в руке камень поувесистее. Анна Иоанновна появляется всего в одном эпизоде - уже ближе к концу второй серии.
Опять русская красавица - кровь с молоком, блондинка, лицо - чистое, носик маленький, изящный... Что ж ты будешь делать?! Ну никак наш кинематограф не хочет показать зрителю то, о чём свидетельствовали современники Государыни. У Лидии Федосеевой-Шукшиной вышел некий парафраз на предыдущий образ, созданный Мордюковой, только в первом случае Императрицу достаточно сильно оттеняло изящество сценарного гротеска, в "Демидовых" же Анна Иоанновна несколько даже затерялась (??!!) меж блеском и исходящей от него смутной угрозой Бирона-Козакова и виртуозностью Спиридонова-Акинфия. Не та беда, что портретного сходства нет. Просто - не получилось что-то. Анна Иоанновна - фигура яркая, её появление (единственное к тому же) запоминаться должно, а запомнилось лишь ощущение некоторой неловкости и обманутых ожиданий от увиденного. Хотя внешне всё вполне благопристойно. Императрица по факту - была? Была! Чего ж вам ещё?.. "Пятёрку", пожалуй, выставлю, но не более. И та - более за "ансамблевый" образ, чем за индивидуальный.
Во второй части нашей антологии мы познакомимся с Императрицей, действительно неприятной внешне и даже пугающей, удивительной государыней из одного сериала, но в разных актерских ипостасях, а также узнаем, как одна царица может переродиться в другую.
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
Предыдущие публикации "Краткой императорский киноантологии", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE
ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу