Найти в Дзене

24 сентября в истории музыки: Deep Purple, Nirvana, Slipknot

Оглавление

Сей день подарил нам небольшой срез эпох конца 60-х, 90-х и родил основателя одной из самых колоритных групп ню-метала.

1969 г. состоялся концерт группы Deep Purple с британским Королевским филармоническим оркестром, запечатлённый на альбоме "Concerto for Group and Orchestra"

Источник: rockandrollglobe.com
Источник: rockandrollglobe.com

жанр: прогрессивный рок, симфоническая классическая музыка, симфо-рок

Один из первых масштабных в истории опытов объединения классической и рок-музыки. К тому моменту существовали лишь какие-то отдельные композиции у разных известных групп, кто проводил такие эксперименты, начиная ещё от Beatles с их Eleanor Rigby, как пример была известная песня 1967 года прогрессив-рок-группы Moody Blues "Nights in White Satin".

Группа Deep Purple была основана в предыдущем 68 году при участии двух матёрых поклонников классической музыки: клавишника Джона Лорда и гитариста Ричи Блэкмора. Однако свои амбиции и эксперименты они никак не могли претворить в жизнь, так как нужно было зарабатывать деньги, и первые два альбома Deep Purple существовали как группа с сугубо коммерческим поп-звучанием. Лишь набрав силу, к 69 году в третьем альбоме Deep Purple музыканты начали расправлять крылья и не бояться экспериментов. К тому же конец 60-х годов - время массового экспериментаторства у разных известных групп (взять тех же Pink Floyd). В частности в группе усиливается влияние клавишника Джона Лорда, благодаря которому на третьем альбоме есть композици, в которых используются классические музыкальные инструменты типа клавесина, струнных, духовых, а музыка содержит в себе элементы средневековых и ренессансных жанров классики (самые яркие примеры: Blind, April). Ричи Блэкмор, конечно, как мы все знаем, сам изначально был любителем внедрять элементы классики в рок-музыку (и это неоднократно ещё проявится в будущем, и в Rainbow, и, само собой, в Blackmore's Night). Но только не в то время, тогда Блэкмора занимала только зависть группам, игравшим хард-блюз, медленно перераставший во взлетавший в популярности хард-рок. Это потом Ричи признался, что завидовал Лорду, что не ему пришла идея в голову о коллаборации с симфоническим оркестром. А, меж тем, менджер группы Тони Эдвардс, колеблясь между гитаристом и клавишником, всё-таки встал на сторону Лорда и дал тому полгода на написании партитуры для полноценного концерта группы с британским Королевским филармоническим оркестром, который состоялся в Альберт-Холле в Лондоне 24 сентября 1969 года. Дирижировал оркестром знаменитый английский композитор Малкольм Арнольд.

Почти к самому концерту в группе произошли существенные изменения в составе: в неё пришли вокалист Иэн Гиллан и басист Роджер Гловер. Гиллана Блэкмор как раз выбрал из-за его сиреноподобного вокала, соответствующего жёсткой и тяжёлой музыке, которую гитарист так хотел играть. В результате первым опытом у новых музыкантов стал совсем не хард-рок, а мощное действо из трёх 20-минутных сюит. Перед ними были живьём записаные там же, в Альберт-Холле несколько старых песен Deep Purple, а также новая - будущая бомба "Child In Time", ещё не совсем доработанная и не такая рвущая за душу, как будет на записи на следующем альбоме - "In Rock" 1970 года, перевернувшим мир тяжёлого рока.

Концерт-альбом стал апогеем основного влияния на общее творчество группы Deep Purple клавишника и основателя Джона Лорда. Concerto For Group and Orchestra стал композиционно и аранжировочно полностью работой Джона. Но дальнейший симбиоз классики и рока ему было не суждено продвигать - победу в выборе дальнейшего пути развития группы после триумфа Лорда 69 года одержал Ричи Блэкмор, и группа пошла по пятам Led Zeppelin, ворвавшись в 70-е одними из лидеров хард-рока.

1969 г. родился Майкл Шон Креан (Michael Shawn Crahan)

Источник: revolvermag.com
Источник: revolvermag.com

Основатель, перкуссионист и бэк-вокалист американской изначально ню-метал-группы Slipknot, в которой имеет порядковый номер - 6.

Самый старший участник знаменитой группы, стоявший у её истоков. На данный момент является единственным оставшимся членом первоначального состава (двое других основателей: вокалист Андерс Кользефини ушёл в 1997 году, а бас-гитарист Пол Грей скончался в 2010-м году).

Именно Шону принадлежала идея использования масок в имидже группы. Сам он почти всю историю команды носил различные маски клоунов (то злого, то несчастного и побитого). Имеет три сайд-проекта: To My Surprise, Dirty Little Rabbits и The Black Dots of Death.

Источник: hitkiller.com
Источник: hitkiller.com

1991 г. вышел альбом Nirvana "Nevermind"

Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/b/b7/NirvanaNevermindalbumcover.jpg
Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/b/b7/NirvanaNevermindalbumcover.jpg

жанр: гранж, альтернативный рок

главные композиции: Smells Like Teen Spirit, In Bloom, Come As You Are, Lithium, Polly

Об альбоме сказано и написано так много, что ничего нового и не придумаешь. Разве что подытожишь. Альбом, сделавший гранж новым главенствующим жанром в рок-музыке, хотя сам по факту гранжем и не являлся: в нём слишком чистый и отточенный звук, слишком ровный и доступный для любого слушателя. Собственно почему он и стал такой вехой в истории. Культовые альбомы братьев по цеху Нирваны - Pearl Jam, Alice In Chains, Soundgarden - всегда звучали совсем по-другому, более грязно и депрессивно. Если кто хочет узнать, как звучал чистый гранж, за этим - к тем трём группам, но точно не к Nevermind'у Нирваны.

Успех этого альбома словил джекпот из-за стечения нескольких обстоятельств. Гитарный звук Курта Кобейна задал определённую планку для нового тяжёлого рока 90-х, и на него стали фактически стали ровняться все американские группы. Даже когда на мировую арену вырвался ню-метал в конце десятилетия, то к началу 2000-х годов группы этого жанра привели свой гитарный звук фактически к ровности и чистоте Нирваны, а точнее, альбома Nevermind. Завершить "вылизанность" саунда альбома помог только пришедший в группу барабанщик Дэйв Грол со своими раскатистыми партиями - Nevermind открыл миру одного из лучших ударников в истории.

Очень важный фактор - не только звучание гитары Кобейна, но и совершенно нестандартная для того времени последовательность аккордов, которую он стал использовать для всех песен ещё с первого альбома - в результате именно после альбома Nevermind она задала абсолютно новый формат создания мелодий, который до того времени не видывала вся предыдущая рок-музыка. С тех пор чуть ли не в каждой новой метал-группе можно было услышать хотя бы частично этот формат последовательности аккордов и схожую мелодику.

Ну а тексты Курта Кобейна завершили формирование полного коммерческого успеха альбома: в песнях завуалированно проглядывалась весьма жесткая остросоциальная на грани скандальности тематика. Взять хотя бы ту же песню Polly - песня от лица маньяка-педофила, который просто и спокойно сидит и рассуждает:

"Полли хочет печеньица.
Может, ей хочется перекусить?
Она просит, чтобы я развязал ее.
Но чтобы просить об этом, нужно дать немножко взамен..."

Оригинал: https://lyrsense.com/nirvana/polly
Copyright: https://lyrsense.com ©

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.