Найти в Дзене

Психология как наука

«Психология - и очень древняя и очень молодая наука ,она основана на тысячелетиях житейского опыта ,столетиях философских размышлений , десятилетиях точной экспериментальной науки»(С.Л.Рубинштейн) В системе наук психологии долго быть отведено совершенно особое место ,и вот по каким причинам. Во-первых ,это наука о самом сложном ,что пока известно человечеству. Ведь психика - это «свойство высокоорганизованной материи». А мозг человека - это самая высокоорганизованная материя ,известная нам. С той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считал ,что среди прочих знаний исследованию души следует отвести одно из первых мест ,так как «оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном». Во-вторых ,психология находится в особом положении потому ,что в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Чтобы пояснить это ,воспользуемся одним сравнением. Вот рождается человек на свет. Пребывая в младенческом возрасте ,он не помнит и не осознаёт с
«Психология - и очень древняя и очень молодая наука ,она основана на тысячелетиях житейского опыта ,столетиях философских размышлений , десятилетиях точной экспериментальной науки»(С.Л.Рубинштейн)

В системе наук психологии долго быть отведено совершенно особое место ,и вот по каким причинам.

Во-первых ,это наука о самом сложном ,что пока известно человечеству. Ведь психика - это «свойство высокоорганизованной материи». А мозг человека - это самая высокоорганизованная материя ,известная нам.

С той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считал ,что среди прочих знаний исследованию души следует отвести одно из первых мест ,так как «оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном».

Во-вторых ,психология находится в особом положении потому ,что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это ,воспользуемся одним сравнением. Вот рождается человек на свет. Пребывая в младенческом возрасте ,он не помнит и не осознаёт себя. Однако его развитие идёт быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности ;он учится ходить ,видеть ,понимать и говорить. С помощью этих способностей он познаёт мир ;начинает действовать в нём и расширять круг своего общения. И вот постепенно из глубины детства к нему приходит и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы : «Кто я?» ,«Какой я?» ,а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функции ,которые до сих пор служили ребёнку для освоения внешнего мира - обращаются на познание самого себя ;они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира.

Человечество того периода ,подобно младенцу ,не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру ; появились письменность ,искусство и науки.

И вот наступил момент ,когда человек задал себе вопросы: что это за силы ,которые дают ему возможность творить ,исследовать и подчинять себе мир? Какова природа его разума? Каким законам подчиняется его внутренняя ,душевная ,жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества ,т.е. рождением психологического знания.

-2

Итак ,задачи психологии весьма сложны ,поскольку только в ней мысль совершает поворот на саму себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.

Наконец , в-третьих ,особенность психологии заключается в её уникальных практических следствиях.Научиться управлять своими психическими процессами ,функциями и способностями - одна из задач психологии. При этом надо особенно подчеркнуть ,что ,познавая себя , человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов ,показывающих ,как новое знание человека о себе делает его другим :меняет его отношения ,цели ,его состояние и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества ,то можно сказать ,что психология - это наука ,не только познающая ,но и конструирующая , созидающая человека.

Психология - очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила в 1879 г. ,когда немецкий психологи Вильгельм Вундт открыл в г.Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие 2-х больших областей знаний :естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей.

Человек - существо социальное ,и все его психические явления в значительной мере социально обусловленны ,поэтому психологию принято относить к гуманитарным наукам.

Психология - гуманитарная наука ,которая стремится стать естественной.

-3

Понятие «психология» имеет как научный ,так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей дисциплины ,во втором - для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц или групп людей.

Уже в раннем детстве ребёнок говорит «я хочу» ,«я думаю» ,«я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том ,что он ,не отдавая себе отчёта в том ,чем он занимается ,исследует свой внутренний мир. На протяжении своей жизни каждый человек ,осознанно или неосознанно ,изучает себя и свои возможности. Следует отметить ,что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то , насколько человек может понять других , насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так ,каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям - мимике ,жестам ,интонации ,особенностям поведения - эмоциональное состояние другого человека. Таким образом ,каждый человек - своего рода психолог , поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.

Однако житейские психологические знания очень приблизительны ,расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит отличие?

Во-первых ,житейские психологические знания конкретны ,привязаны к конкретным ситуациям ,людям и задачам. Научная же психология стремится к обобщению ,для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых , житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом не бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте ,а полученные знания вполне рациональны и осозноваемы.

В-третьих ,существуют различия в способах передачи знаний. Как правило ,знания житейской психологии передаются с большим трудом ,а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю.Б.Гиппенрейтер ,«вечная проблема “отцов и детей„ состоит в том ,что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются на кого легче.

В-четвёртых ,научная психология располагает обширным ,разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом ,недоступным во всем объёме ни одному носителю житейской психологии.

-4

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа» ,logos - «понятие»,«учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой наук ,которая занималась изучением так называемых душевных ,или психических явлений ,т.е. таких ,которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее ,в 17-19 веках область ,изучаемая психологией ,расширяется и включает в себя не только осозноваемые ,но и неосознановаемые явления. Таким образом ,психология - это наука о психике и психических явлениях.

Следует отметить ,что существуют разные точки зрения на структуру психических явлений. Например ,те или иные психические явления в зависимости от автора позиции могут быть отнесены к разным структурным группам. Более того ,очень часто в научной литературе можно столкнуться со смешением понятий. Так ,некоторые авторы не разделяют характеристики психических процессов на три основных класса :психические процессы ,психические состояния и психические свойства личности.