Всем здравствуйте.
Дизартрия- заболевание, при котором у ребенка имеются трудности со звукопроизношением, а причина тому скрывается в нарушении работы мышц, ответственных за работу артикуляционного аппарата. Если говорить совсем просто, то у ребенка с дизартрией нарушен голос, дыхание, произношение звуков из-за того, что артикуляционный аппарат работает очень и очень плохо.
Общая симптоматика дизартрии:
- Слабые мышцы артикуляционного аппарата
- Язык может лежать пластом, так и быть в чрезмерно повышенном тонусе.
- Повышенное слюнотечение ( гиперсаливация)
- Речь невнятная, "каша во рту"
- Нет членораздельных звуков
- Голос как у человека с залрженным носом ( говорит черещ нос)
- Проблемы с мимикой
- Хриплый слабый голос ( голосоподача происходит с трудом).
Выделим 4 степени дизартрии:
🔹️1 степень- легкая дизартрия, иногда ее называют "Стертая дизартрия". У ребенка имеются незначительные нарушения в речи, что весьма быстро поддается корректировке.
🔹️🔹️2 степень- речь у ребенка достаточно понятна, как близким, так и окружающим, но есть трудности со звукопроизношением, отсутствует плавность речи, страдает просодика.
🔹️🔹️🔹️3 степень- ребенок говорит с трудом, речь невнятная, разобраться в вопросе, что хочет ребенок, может понять лишь близкий человек. Окружающие речь совершенно не понимают.
🔹️🔹️🔹️🔹️4 степень- эту степень называют анартрия, когда у ребенка имеется нечленораздельная речь, говорит много, но из услышанного абсолютно нет более или менее чистых слов. Речь льется рекой, но из сказанного понять ничего невозможно.
Существует 5 форм дизартрии, которые мы подробно рассмотрим в следующей статье, а пока поговорим о том, возможно ли полностью избавиться от этого диагноза и что конкретно делать.
1. Лечением данного заболевания будут заниматься 2 ведущих специалиста: невролог и логопед.
Невролог назначает медикаменты, которые позволят улучшить кровоснабжение в тканях мышц артикуляционного аппарата, снизят гиперсаливацию ( позволят ребенку справиться с излишним слюнотечением, так как оно сильно затрудняет процесс речи). Логопед - обязательный специалист, который будет помогать ребенку постепенно развивать речевой аппарат и учить его говорить правильно, четко произносить каждый отдельный звук.
2. Дополнительно: ЛФК, общий укрепляющий массаж, рефлексотерапия, физиотерапия. Данные процедуры позволят также улучшить проводниковые связи, укрепить организм ребенка.
3. Работа логопеда , из чего она состоит:
- Массаж мышц лица и шеи.
- Логопедический массаж языка
- Артикуляционная гимнастика ( это основа лечения дизартрии!)
Ребенок должен ежедневно выполнять комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике, чтобы как следует помочь разработать мышцы, справиться с парезами и параличами, которые препятствуют плавной и четкой речи.
- Работа над дыханием.
- Работа со слоговой структурой слова.
- Работа над фонетико-фонематическим восприятием. Ребенку нужно научиться слышать правильное звучание отдельных звуков как отдельно, так и в слогах. Не путать фонемы.
- Работа над мелкой моторикой. Дети с дизартрией испытывают трудности с моторикой, поэтому в рамках логопедического занятия обязательно даются задания на ее развитие и повышение интеллекта ребенка
- Когда удастся восстановить речевую функцию, речь станет четкой и понятной, проводится работа по постановке отсутствующих звуков и формированию лексико-грамматического строя речи ( с ребенком отрабатываются падежи, числительные, употребление наречий, местоимений и т.д.)
4. Возможно ли полностью излечить дизартрию? Да, выход из данного диагноза возможен при условии раннего обращения к специалистам и раннему началу грамотной коррекции. Занятия до 3-4 летнего возраста позволяют ребенка вывести в норму, если родители приводят ребенка со сложным нарушением после 5 лет, то в норму речь привести практически невозможно. Будут паузы в словах, ребенок сможет произносить отдельные слова и короткие фразы, но разговаривать легко и выражаться развернутыми предложениями, причем грамотно оформленными, увы не сможет.
5. Как помочь ребенку дома:
- Безусловно, выполнять домашние задания, которые логопед будет давать на дом, без вас он не справится. Представьте себе, одно занятие длится около 30 минут, этого времени недостаточно для того, чтобы у ребенка материал уложился в голове. Важно отрабатывать полученные навыки и умения дома.
- Речевая среда. Если вы семья- билингвы, то есть имеете 2 или более языков, то с дизартриком необходимо общаться пока на одном единственном языке. А если говорить конкретнее, то на том же языке, на котором общается логопед, проводя коррекционные занятия.
- Полезны творческие занятия: рисование, лепка, выполнение аппликаций. Все это улучшает координацию движений.
- Массаж в домашних условиях.
- Музыкотерапия и сказкотерария, при которых ребенок сможет расслабиться, все его мышцы отдохнут.
Дополнительные методы, позволяющие ребенку справиться с дизартрией- тейпирование.
Подробнее об этом можете прочитать мою статью здесь:
Я лишь напомню, что это специальные наклейки, которые прикрепляются на пораженные области ( вокруг губ, шея и т д.) с целью прогрева тканей, улучшения подвижности артикуляционного аппарата, устранения параличей, непроизвольной мимики. Данную процедуру имеет право проводить только сертифицированный логопед, имеющий соответствующий документ о прохождении курсов.
💼Зеленый чемоданчик с пособиями, книгами для работы с детьми, имеющими дизартрию, можно получить ( абсолютно бесплатно), оставив ваш емайл в комментарии. Например, "Отправьте мне+ ваш емайл". Для тех, кто уже оставлял емайл в Телеграм, достаточно написать ваше имя, которым вы подписали электронный адрес.
Благодарю за внимание💜