Найти тему
Хроника христианина

Ислам. «Нет принуждения в религии». Взгляд христианина Ч 1

«Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится».

Мф. 15:13

Если мы верим, что двигателем мировой истории человеческого рода является Промысел Бога. Если мы допускаем, что Ислам попущен Богом и является Его действительным Откровением, то перед честным христианином встанут очень непростые вопросы: почему христианское Откровение оказалась недостаточным для людей? Почему огромные массы христианского Востока приняли ислам? Искренне обратили свой духовный взор к его последней истине. А между тем, последний вопрос имеет громадное значение. От его решения зависит многое в объяснении причин необычайно быстрого распространения ислама (с 7 века) в тогдашних пределах восточной и южной провинций Византийской империи: Сирии, Палестины, Египта и Северной Африки. В этом смысле, ислам представляется удивительнейшим явлением в религиозной истории мира. Потому что ислам распространился главным образом на землях христианского Востока.

-2

Не менее удивительным чудом, на мой взгляд, представляется то, что на протяжении одного-двух поколений ислам создал необычайно великую цивилизацию. Изумительно и то, что созданная исламская цивилизация, органически развиваясь, (переживая периоды своего упадка и взлёта), существует до сих пор.

В виде главной причины поразительных успехов арабов в VII веке в борьбе с Византией приводится религиозный энтузиазм, переходивший часто в религиозный фанатизм и полную нетерпимость. Однако, данная точка зрения в корне ложна и крайне опасна для продуктивного межрелигиозного диалога. Дело в том, что первоначальный ислам был религиозно терпим. Коран прямо говорит, что «Нет принуждения в религии» (2, 257).

В подавляющем большинстве случаев ислам принимался совершенно добровольно. Огромные массы простого народа, (во многих районах Византийской империи), встречали мусульман как освободителей от византийской (христианской) тирании. Халифу Омару египетские христиане постилали ткани, по которым шли кони его войск.

Религиозная нетерпимость в исламе - явление очень позднее, несвойственное арабской нации. Оно объяснимо исключительно влиянием ревностных мусульман-прозелитов, (в том числе и некоторых халифов). Например, «в Сарудже (Месопотамия) один чрезмерно ревностный мусульманин пытался вновь обратить в ислам тех христиан, которые переходили в ислам, а затем снова возвращались к старой вере, посредством всевозможных истязаний, за что, в конце концов, был по приговору кади брошен в тюрьму и убит (Михаил Сириец, стр. 535).

Известно терпимое отношение раннего ислама к христианам и иудеям («народам книги»). «Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, не познают страха и не будут опечалены» (5 сура, 69 аят).

Так, например, «иудейскими городами по Ефрату оставались Хилла – 10 тыс., Куфа – 7 тыс., и Басра – 2 тыс. ... Чем дальше на Восток, тем многочисленнее становятся иудейские общины: в Хамадане – 30 тыс., в Исфагане – 15 тыс., в Ширазе – 10. тыс., в Газне – 80 тыс., в Самарканде – 30 тыс.»…

Что же касается численности христиан, то её удается установить лишь с большими пробелами. Первое распределение налогов в Вавилонии при Омаре I дало около 500 тыс. плательщиков подушной подати, т.е. приблизительно полтора миллиона покровительствуемых, откуда следует исключить иудеев. По данным переписи населения в Египте в VIII в., должны были платить подушную подать 5 млн. коптов, что дает возможность полагать наличие приблизительно 15 млн. коптских христиан… По существующим законам, покровительствуемым не запрещалось занятие любой профессией (кроме службы в армии и занятие высокопоставленных правительственных постов – прим. мое).

Как раз наиболее доходные места были заняты христианами и иудеями, сидевшими на них плотно и крепко, особенно среди банкиров, торговой плутократии, торговцев полотном, крупных землевладельцев и врачей. Сами они распределились таким образом, что в Сирии, например, большинство финансистов были иудеи, а подавляющее число врачей и «писцов» - христиане. Так же и в Багдаде во главе христианской общины стояли придворные врачи, а во главе иудейской – придворные банкиры… В дела отправления религиозных культов правительство не вмешивалось, наоборот, зачастую даже поощряло шумные христианские праздники. Только во время засухи, когда государственные власти организовывали молебственные шествия, «в них принимали участие христиане во главе с епископом и иудеи со своими трубами» (См. Адам Мец «Мусульманский Ренессанс» М.1973).

-3

Не менее интересным, представляется то, как быстро и глубоко арабский язык и культура распространились в Испании. Большое количество горожан-христиан приняли арабскую культуру, (хотя ислам они не приняли). Даже сформировался социальный класс - «мусарабы», то есть арабизированные.

В IX веке епископ Кордовы Альваро жаловался в одной из своих проповедей: «Многие из моих единоверцев читают стихи и волшебные сказки арабов, изучают сочинения исламских философов и теологов не для того, чтобы опровергать их, однако для того, чтобы научиться самим выражаться по-арабски правильнее и элегантнее. Кто из них изучает Евангелия, Пророков и Апостолов? Увы! Все способные молодые христиане знают только язык и литературу арабов, читают и с усердием изучают арабские книги... Если кто-либо заговаривает о христианских книгах, они с презрением отвечают, что эти книги не заслуживают какого-либо внимания. Горе!»

Похожий процесс можно отметить и в Египте (699-й г.), когда арабский язык стал обязательным в государственном делопроизводстве. Он положил конец греческой и египетской литературе на египетской почве. После этой даты мы имеем эру переводов коптских сочинений исключительно на арабском языке.

продолжение следует…

скрины к статье из открытых источников сети-интернет