«А чо это вы здесь делаете? Кино-то уже кончилось»
Вслед за параллельным импортом в России может появиться параллельный кинопрокат. Эта идея сейчас активно обсуждается. Запустить нечто подобное, в частности, предложил спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он считает: это один из вариантов сохранить российские сети кинотеатров. Очевидно, речь о том, чтобы разрешить российским кинотеатрам показывать иностранные фильмы без согласия правообладателей. Лидеры кинопроизводства — Disney, Sony, Warner Bros, Paramount, Universal — уже прекратили прокат своих фильмов в России.
Пират его величества
Слово «пиратский» никто не произносит, но оно витает в воздухе. Однако то, что предлагает Швыдкой, — скорее не пиратство, а каперство. Разница между этими понятиями есть, хотя объекту пиратства она едва ли заметна: капер делает все то же самое, что пират, но у него есть корсарский патент, выданный монархом. Документ позволяет на законных основаниях нападать на корабли недружественных или нейтральных держав. Само собой, отстегивая долю короне.
Где деньги, Зин?
Уже сейчас мы можем без особых проблем получать кино для проката из торрент-сетей. Но вопрос в том, что делать с фильмом, когда мы его таким способом раздобудем. Кто это будет регулировать? Гендиректор сети «Киномакс» Дмитрий Нартов в интервью НТВ рисует такую схему: сделают примерно так же, как уже поступают со стриминговыми сервисами. Будут открыты специальные счета, на которые станут переводить деньги в пользу правообладателя. Раньше отчисления правообладателям составляли около 50%. Сейчас эта сумма, вероятно, будет меньше, потому что правообладатель не тратится на рекламу. Когда (и если) правообладатель решит вернуться на российский рынок, он сможет забрать свои деньги.
Но для реализации этой схемы нужно подобие каперского патента, то есть назначенный государством регулятор, который будет определять правила игры. В том числе чтобы не нарваться на пропаганду ЛГБТ или другой запретный для россиян контент. Этих правил никто не отменял.
«Бэтмен» наш!
Между тем параллельный кинопоказ уже незаметно вошел в нашу жизнь. Уход студии Warner Bros не помешал некоторым кинотеатрам показать нового «Бэтмена». По словам представителей площадок, предусмотрены все отчисления и отчеты правообладателю, а показ осуществляется на основании ранее достигнутых договоренностей с соблюдением всех требований законодательства. Отчет о каждом сеансе поступает в Единую автоматизированную информационную систему, а начисление и дальнейшая выплата прокатной платы выполнены «с учетом новых реалий». Еще один аргумент в пользу данной схемы: лицензионные соглашения не предусматривают односторонний отказ правообладателя при отсутствии нарушений со стороны кинотеатра.
Остаться в живых
А можно как-то по-другому организовать будущий российский кинопрокат? В нынешних условиях, увы, нельзя. Сейчас из проката выпало 80% контента. И хотя власти выделили в этом году 14,5 млрд рублей на поддержку отрасли, производители физически не успеют создать недостающий объем. К тому же деньги пойдут главным образом на кинопроизводство. А кинотеатры тем временем, по словам гендиректора «Киномакса», просто загнутся. В ближайшие месяцы более половины российских залов могут закрыться из-за недостатка репертуара. Более везучие «всего лишь» отдадут часть площадей торговым центрам (которые, к слову, сейчас тоже переживают сложные времена из-за ухода западного ритейла). Так что голливудские блокбастеры без лицензии нужны прямо сейчас. А там, глядишь, подоспеют новые «Движение вверх», «Последний богатырь» и прочие «Приключения Шурика».
Превратятся ли наши кинотеатры в современное подобие видеосалонов лихих 90-х? Поживем — увидим, и довольно скоро. Ясно одно: времени на раскачку у прокатчиков нет. Их задача на ближайшее время — как-то дотянуть до октября-ноября, когда после традиционно неприятного для киноиндустрии летнего спада на экран начнут выходить ранее запущенные в производство российские ленты. Тогда же на горизонте замаячат паруса новогодних отечественных премьер. На всем этом багаже можно будет протянуть до февраля. Но дальше — снова провал, который невозможно заполнить без четких правил показа Голливуда без одобрения Голливуда.