Найти тему
СВЕТЛЫЕ РЕШЕНИЯ

Электромобили в СССР

Оглавление

В настоящее время электромобили рассматриваются как новинка, как технологический прорыв в автомобилестроения. Однако первый транспорт на электрическом двигателе появился свыше 120 лет назад. Выпускались электромобили и в Советском Союзе.

ЛЭТ

Первым электрическим автомобилем в СССР стал ЛЭТ на базе ЗИС-5, он увидел свет в 1935 году. Его назначение было скорее экспериментальным, проверялась принципиальная возможность эксплуатации электромобилей в Советском Союзе. Мощность электродвигателя составляла 13 кВт, электроэнергия поступала от аккумуляторных батарей общей ёмкостью 168 А*час. Автомобиль на одном заряде мог проехать не более 40 км с наибольшей скоростью 24 километра в час.

Первый советский электромобиль ЛЭТ (1935)
Первый советский электромобиль ЛЭТ (1935)

Автомобиль использовался для перевозки мусора, так как его свойства не давали возможность применять для более важных целей. Опытный экземпляр остался единственным.

НАМИ-750, НАМИ-751

Следующие электромобили были разработаны и созданы после войны. В 1948 года инженеры автомобильного и автомоторного НИИ выпустили два опытных образца — НАМИ-750 и НАМИ-751. Между ними были небольшие конструктивное различие, но обе модели являлись фургонами вагонной компоновки.

НАМИ-751
НАМИ-751

Эти электромобили могли проехать без дозарядки около 70 км при средней скорости 20-22 километра в час. Примечательной особенностью была возможность зарядить авто от стандартной городской электросети. В отличие от ЛЭТ, НАМИ стали выпускаться серийно во Львове и до конца 50-х годов эксплуатировались в качестве почтового транспорта в Москве и Ленинграде.

ЭМО-2

После этого научная мысль возвратилась к созданию электромобилей в СССР вернулась к 70-м годам. ВНИИЭМ (Москва) вместе с ВНИИЭТ (Калининград) создали электромобиль ЭМО-2. Каркас авто был выполнен из профиля, а панели – из стеклопластика.

ЭМО-2
ЭМО-2

Новизна этой модели была в использовании цинково-серебряных аккумуляторов и асинхронных электродвигателей переменного тока. Максимальное расстояние, которое автомобиль проходил на полном заряде, - 100 км.

УАЗ

Ульяновским автомобильным заводом в 1974 году было запущено производство электрического авто У-131. Вначале было сделано несколько экспериментальных образцов для автомобильного комбината № 34 «Мосгортранса». Грузоподъёмность составляла 500 кг. Заряжались машины от внешнего ЗУ, следовательно, сам процесс зарядки происходил ночью в специальном помещении комбината.

У-131. Источник — http://www.uazbuka.ru
У-131. Источник — http://www.uazbuka.ru

Через 4 года запущена экспериментальная партия машин с двигателем УАЗ-451ми, которые внешне почти не были отличны от привычного УАЗ-451. Зарядное устройство монтировалось на бортовой зоне. В 1978 году данный транспорт был представлен на мировой выставке электрических автомобилей в США.

ВАЗ

На ВАЗе в 1976 году был создан специальный отдел, который разработал электромобиль на основе универсала 2102. Он получил название 2102Э и прошла успешное тестирование в Министерстве автомобильной промышленности. Данное авто являлось закрытым 2-дверным фургоном, в котором вместо заднего окна были гофрированные панели.

ВАЗ-2801
ВАЗ-2801

К концу 1981 года на рынок поступила партия из 47 машин с маркировкой 2801. Аккумуляторные батареи находились на раме из алюминия справа/сзади салона. Часть из них нашла применение на самом заводе Волжском автозаводе и на почтовых отделениях.

РАФ

В 1976 году в Елгаве (Латвийская ССР) отлажено производство электробусов РАФ-2910 на базе популярной модели РАФ-2203. Их мощность составляла 23 кВт, внутри могли расположиться до 9 человек. Наибольшая скорость – 60 км в час на максимальном расстоянии в 70 км. Эти машины применялись для перевозки судей во время спортивных соревнований по ходьбе и марафонскому бегу на Олимпиаде-80 в Москве.

РАФ-2910
РАФ-2910

АЗЛК

Уже в ранние постсоветские годы был представлен на рынке продукт тогда ещё работающего АЗЛК на автомобильном салоне MIMS. Это был привычный «Москвич», но на электрическом двигателе. Он за несколько секунд ускорялся до скорости 60 километров в час и проезжал на одном заряде до 100 км. Это был пикап, разработанный на основе «Москвича» 2353. Использовался под названием «Москвич 2335 Е1».