На острове Лидо в Венеции завершился 79-й Венецианский кинофестиваль, самый старейший в мире, хотя на самом деле основан он был 90 лет назад. Просто были годы, когда его не проводили.
По понятным причинам, в этом году российские картины ни в одной из программ не участвовали. Организаторы Венецианского Биеннале отказались принимать российскую делегацию, выразив "полную поддержку всему украинскому народу и твердое осуждение неприемлемой военной агрессии со стороны России".
Однако никаких преград для участия россиян не было, как журналистов, так и деятелей кино. Когда я послала запрос на аккредитацию, никто не спросил меня о моей позиции в отношении так называемой спецоперации. Аккредитацию дали без проблем.
В программу киносмотра взяли несколько картин из Украины. Да, несмотря на события, украинские кинематографисты нашли возможность закончить свои работы: В конкурсной программе «Горизонты» показали фильм «Люксембург, Люксембург» Антонио Лукича про двух братьев, узнавших, что отец, бросивший их в детстве, сейчас при смерти в далеком Люксембурге. Но эта работа не была номинирована ни на одну из наград.
Вне конкурса были представлены два документальных фильма от режиссеров с Украины: «Киевский процесс» Сергея Лозницы (реконструкция суда над нацистами в 1946 года) и «Свобода в огне» Евгения Афинеевского и Алекса Кашпура - о том, что происходит со страной в последние полгода. Это своего рода продолжение предыдущей картины Афинеевского о майдане «Зима в огне» 2015 года, которая тоже дебютировала в Венеции, а позднее получила номинацию на «Оскар».
Сказать, что всё российское в этом году выжгли калёным железом всё-таки нельзя. В программе «Горизонты extra» (или «Новые горизонты»), в которой победителя определяют зрители, показали новый фильм казахского режиссера Адильхана Ержанова «Голиаф» о криминальных разборках в вымышленном поселке. Картина снята с участием российских All Media (входит в холдинг Start) и «Форест-фильм». В ролях – Дмитрий Чеботарев («Майор Гром») и Александра Ревенко («Движение вверх»).
«Русский след» можно проследить, конечно же, и в художественном фильме «Пара» (Un Couple) французского режиссёра Фредерика Вайсмана - об отношениях Льва Толстого и его жены Софьи Андреевны. В основу сценария легли письма писателя и его супруги, а также их дневники. В фильме - только одна актриса, тоже француженка, Натали Бутфо. Она сыграла супругу великого русского писателя, который предстаёт в картине практически монстром. Но никакой задачи опорочить «зеркало русской революции» у Вайсмана не стояло.
К сожалению, в мире постоянно происходят войны и искусство кино доступно не всем и не способно на сто процентов повлиять на умы политиков. Можно ли сейчас вообще разделять политику и искусство?
В этом году в Венецию съехалось огромное количество звёзд мирового уровня, начиная с американской актрисы и писательницы, лауреатки премии «Оскар», двух премий «Эмми», двух премий «Золотой глобус» Джулианны Мур. Она стала президентом жюри.
Весь фестиваль Мур меняла одно чёрное платье на другое, как бы демонстрируя траур по отношению к ситуации в Украине. Чёрный цвет стал основным для большинства звёздных луков. Но в один из выходов на красную дорожку 61-летняя актриса облачилась в прозрачное платье бренда Valentino с блёстками, напоминающими фейерверки. Ни в коем случае не осуждаю актрису. Оголённость звёздных тел стала второй тенденцией Венеции-2022. Возможно, нагие тела говорят об уязвимости...
Многие актрисы щедро показывали гостям киносмотра свои соски, ягодицы, бедра под прозрачно-условными тканями или вообще без них. Кое-кто просто дефилировал в исподнем. Похоже, прошлогодний тренд по-прежнему в силе и больше нет разделения на нижнее и верхнее бельё.
Например, итальянская модель Мариякарла Босконо вышла в сетчатой блузке без бюста, Другая модель Бьянка Брандолини не прятала попу в прозрачной облегающей юбке фасона «рыбий хвост».
36-летняя российская супермодель из Челябинской области, Ирина Шейк (Шайхлисла́мова), состоящая в отношениях с американским актёром, режиссёром и певцом Бредли Купером (у пары совместная дочь) тоже демонстрировала свою грудь в Венеции в прозрачном топе от Armani Prive. А на одну из премьер Ирина вышла в комбинации.
Катрин Денев позировала с флагом Украины на груди
В прозрачном красном платье, не скрывающем никаких деталей фигуры, с маленьким сине-жёлтым флажком прошлась по красной дорожке перед дворцом кино 33-летняя украинская супермодель Алина Байкова. Такой наряд Алина выбрала для премьеры фильма Евгения Афинеевского "Свобода в огне".
"Я в красном, потому что моя страна истекает кровью. Мои люди истекают кровью. И эмоционально, и физически", – написала модель в своих соцсетях.
А вот героини фильма Афинеевского - военная корреспондентка ТСН Наталья Нагорная и Анна Зайцева, жена военного, которая провела 65 дней с шестимесячным сыном в бомбоубежище «Азовстали» представляли фильм в скромных платьях с патриотической расцветкой – жёлто-синей. Сейчас муж Анны находится в российском плену. Девушке удалось спрятать карту памяти с записями того, что происходило в бомбоубежище и эти кадры вошли в документальный фильм «Свобода в огне».
Открыто поддержку украинскому народу выразила легенда французского кино Катрин Денев, появившись на красной дорожке с сине-желтым флажком на синей блузе.
"Мой дух и мысли с украинцами каждый день"- призналась 78-летняя звезда. Актриса дебютировала на Венецианском фестивале в 1967 году с фильмом Луиса Бунюэля "Дневная красавица".
В этом году Денев вручили специальную награду "Золотой лев Святого Марка" за вклад в мировое кино и достижения в карьере. Для получения награды она выбрала красное платье, возможно, тоже – с особым значением. Красный – цвет крови, но не только.
Тимоти Шаламе вышел в женском костюме
Самый популярный сегодня молодой американский актёр Тимоти Шаламе тоже вышел на редкарпет в красном наряде из атласной ткани с полностью голой спиной от бренда Haider Ackermann. Я бы сказала, что его нарядили в женский костюм… Но на то и существует мода и фестивали, чтобы удивлять и эпатировать. Из мужского были только кожаные полуботинки – любимая обувь звезды. В прошлом году в Венеции Тимоти представлял фильм «Дюна» и был одет совсем не кричаще.
Тимоти Шаламе получил всемирную известность после исполнения главной роли 17-летнего юноши Элио Перлмана в подростковой романтической драме Луки Гуаданьино «Зови меня своим именем».
В этом году 26-летний актёр снова поработал с итальянским режиссером, сыграв каннибала в его фильме «Целиком и полностью», хотя в дословном переводе название звучит «Вместе с костями».
Занятно, что актера Арми Хаммера, партнера Шаламе по «Зови меня своим именем», на самом деле обвинили в каннибализме. Возможно, фильм навеяли эти события.
Главные герои — пара молодых охотников на человечину, ищущих себя и друг друга в Америке 1980-х. Женская роль досталась Тейлор Расселл («Волны»).
Ещё одна ослепительная звезда Венецианского кинофестиваля – 53-летняя австралийская актриса, лауреатка двух премий «Оскар», трёх премий «Золотой глобус», мать четверых детей Кейт Бланшетт. Она получила «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль в картине “Тар” Тодда Филда о первой женщине, которая возглавила Берлинский филармонический оркестр. Причём героиня – вымышленная, в которую Бланшетт вдохнула жизнь.
Кейт тоже выходила в свет в черных нарядах – платьях и брюках. Ей не нужно оголяться, чтобы привлечь к себе внимание.
Не пропустила Биеннале в этом году и Пенелопа Крус. Она призналась, что остров Лидо ди Венеция для неё — настоящее «место силы» и ей просто необходимо приезжать сюда каждый год, чтобы подзаряжаться. В прошлом году Крус получила «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль в фильме «Параллельные матери» Педро Альмодовара, а теперь представила драму под названием «Безграничность» (L’Immensità). Героиня Пенелопы - мать троих детей, которая пыталась спасти семью от мужа-изверга, но сама оказалась в психиатрической клинике. Актриса тоже отдавала предпочтение черному, но не провоцировала, то есть, не оголялась.
Появление Брэда Питта на красной дорожке перед премьерой фильма «Блондинка» стало для всех неожиданностью. Да, он продюсер этой трёхчасовой картины о Норме Джин Бейкер, известной всему миру как Мэрилин Монро. Актёр сильно не заморачивался, надев черный костюм с бабочкой и кеды.
Исполнительница роли Монро кубинская 34-летняя актриса Ана де Армас, известная по фильмам «Бегущий по лезвию 2049», «Достать ножи», «Не время умирать» – на самом деле совсем не блондинка, как впрочем и сама её героиня. Она выбрала довольно откровенное розовое платье от Louis Vuitton, едва закрывающее грудь.
В фильме Мерилин Монро предстаёт не такой уж «блондинкой». Она сравнивает себя с Наташей из «Трех сестер» Чехова, читает русскую классику и мечтает сыграть Грушеньку из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Опять невольный «русский след». В фильме только одна шокирующая сцена – орального секса с президентом Кеннеди, для которого «икона» была, похоже, всего лишь «куском мяса».
Ещё один совершенно непредсказуемый визит в Венецию – Хиллари Клинтон. Бывшая кандидатка в президенты Америки, бывшая первая леди и госсекретарь США прошлась по красной дорожке в голубом балахоне, отказавшись от привычных брючных костюмов. Случилось это на премьере фильма «Белый шум» Ноя Баумбаха. Скоро должен выйти документальный фильм о Хиллари. В её руках флаг Украины смотрелся бы вполне уместно, но она его не взяла.
Без повода заглянули на Венецианский кинофестиваль французский актёр Венсан Кассель со своей молодой супругой Тиной Кунаки. Ему 55, ей 25. Их дочери Амазони три года. Пара прошлась по дорожке перед премьерой фильма Гавраса "Афина", снятого по заказу Netflix. Кассель выбрал костюм песочного цвета с тёмной рубашкой, а Кунаки - ассиметричное платье из крокодиловой кожи. Ранее Кассель был женат на итальянской мегазвезде Монике Белуччи, у них две общие дочери - 17-летняя Дева и 12-летняя Леони.
Всегда приятно увидеть Тильду Суинтон. Практически каждый год она представляет свои новые работы в Венеции. В этом году Тильда сыграла главную роль в фильме «Вечная дочь». Жёлтые волосы, сиреневое платье. Как всегда – на высоте и ни на кого не похожа!
Подготовила Катерина Мигулина, Венеция
Текст был частично опубликован в российской газете «Мир новостей»
Чтобы найти интересующие вас тексты, заходите в мой
Путеводитель по каналу “Жена итальянца”. Темы и рубрики
Тексты о Венецианском кинофестивале читайте в разделе № 19