Ольге Остроумовой - 75. Это интервью я писала 10 лет назад к 65 -летию любимой актрисы для документального фильма "Ольга Остроумова. Любовь земная". Как это бывает обычно, в фильм вошла только маленькая часть этого интервью, поэтому сегодня я решила опубликовать его полностью. Это замечательное интервью пронизано глубокой любовью, восхищением и уважением к прекрасной женщине и актрисе.
Михаил Левитин об Ольге Остроумовой.
"Мы столько друг о друге наговорили за годы не жизни друг с другом и столько разного наговорили, выяснялось, что дети от Иисуса Христа. Там много чего было. И она я были иногда не справедливы. Но сейчас, когда ее мудрость абсолютно победила, она соединила мою новую семью и с собой и своей семьей. Это все сделала Оля. Через много- много лет.
Я вам скажу, что мощное существо, мощное. В ней особенно нуждаются мои дети. Наши с ней дети. Я считаю, что больше, чем во мне. Они считают, что морально, художественно – папа -папа- папа. Я считаю, что они не правы. Она амплуа мамы. С амплуа бабушки. Она оказалась совершенно идеальной бабушкой. Вот сейчас. Я не привыкший к роли дедушки, а у меня ужен трое с ней внуков с Ольгой. И люблю их. И вдруг она позвонила мне и поздравила мне несколько дней назад, говорит «поздравляю тебя». Я страшно испугался. Потому что ее мы все время от времени боимся. Потому что она угрожающе разговаривает, даже когда поздравляет. Ну поздравляю…что поздравляю…с чем поздравляю. Думаю ,забыл что-то. А у меня родилась еще одна внучка. И она попросила меня приехать туда в дом, где уже эта внучка была. И я увидел чудесное существо, прижатое к груди именно Олиной. К животу ее, к груди ее. Она не кормила, но держала. И я вдруг ощутил себя дедом. Т.е благодаря Ольге я ощущаю себя дедом. Не отцом.
Она хорошая. Все, что с ней связано было в жизни, необычно. Мои родители встретились в Бугуруслане. В Бугуруслане она жила у деда при церкви и ходила на кладбище около церкви. Они же там священники все у нее в роду. Кроме отца. Который настоящий священник, хотя он учитель математики или физики. Был чудесный…И она ходила на могилу первой любви моей мамы не зная, ни меня, мне было 5 лет, ни что это могила первой любви моей мамы…пропеллер. Он летчик был погибший, молодой летчик. И какие-то такие странные вещи, обещавшие встречу впереди. Они ей свойственны. Задумчивость где- то на могиле возле церкви возлюбленного моей мамы или первой любви моей мамы…
О ЧИСТОТЕ.
Вообще представление о жизни исключительно чистое. Исключительно чистое. Я бы сказал, что не бывает даже такой прямолинейной чистоты в людях. А в актрисах это вообще исключено, потому что все-таки лицедейки, ломаки и очень часто себя зеркалят, смотрят. Она никогда не зеркалила себя. Она совершенно не кокетлива. Совершенно не кокетлива. Так было всегда. Если вдруг так перебегать мощно я помню, как она рассказывала мне, как на Венецианском фестивале, где ей пришлось побывать с Зорями, режиссер, известный в то время Валерио Дзурлини, итальянец, через стол на протяжении всего некоего ужина или обеда бросал ей розы. Каждые две минуты по розе бросал. И вы знаете, этот рассказ во мне ревнивом человеке вызвал только такую легкую в начале ревность, потому что я понимал, что для нее это ничем не являлось. Ничем не являлось. Она знала, что у нее есть своя семья, свои дети, она знала как интересно в доме. Все она знала. И это было для нее главным. Она строили дом. Она всегда строит дом. Я думаю, что и с таким замечательным артистом как Валя (Гафт) она тоже строитель дома. Потому что он такой бездомный человек. И она тоже строит дом.
Ей главное, чтобы были люди вместе с ней. Ее люди вместе с ней. Она не прощает измен. Она не прощает абсолютно каких-то неправд. Совершенно. Совершенно. Она ошибается в том. Что является правдой или неправдой. Ну пусть ошибается. Ничего тут не поделаешь. Учится всю жизнь учится. Сейчас уже, по-моему, учит. Но раньше она всю жизнь училась. Любила, когда возникает красота жизни; многого как бы не знала, любила повторять фразу «я с детства ломом лед колола». Ее любимая фраза. Вообще о тяжелом детстве любит рассказывать и действительно я недавно был на даче у них в жаворонках, встал рано утром, слышу там уже лопата шуршит по снегу. Гляжу, это было начало восьмого утра, она уже собирает снег с дороже к одна.
Я видел ее разной. Видел такой хохочущей. Мыслимо и принимающей наших друзей. В то время было много счастья. Я бы сказал, что наши дети были воспитаны в абсолютно счастливой семье, о чем они и говорят тем, кто их спросит. Это была счастливая семья. И это счастье прежде всего исходило от нее.
О РОЛЯХ
У меня она сыграла очень мало. Хотела играть много. Но я как-то не подпускал ее к своему театру, боялся очень, что романтическая эта ее линия такая возвышенная пафосная и мои клоуны, мои эксцентрики никак не совпадут, никак не сойдутся. Она была против этого, потому что ей казалось, что она тоже актриса, способная на эксцентрику. И даже это является мечтой ее жизни. И даже не случайно, что был я, а потом Валя. Оба достаточно эксцентричные типы и тяготеющие к такому театру, к такому искусству.
И она сыграла у меня только один раз, когда Люба забеременела Полищук, она сыграла у меня в Мопассане большую-большую роль, я бы сказал –много ролей. По рассказам Мопассана. А потом я репетировал «Мастер и Маргариту» …ничем не кончилось, она играла там Маргариту, Хочинский играл мастера, там все было как-то красиво. В общем, ничем это не кончилось, потому что наступила моя некая клиническая смерть в буквальном смысле слова.
И дальше она спасала. Вот если рассказывать, как Ольга спасает тех, к кому хорошо относится, незабываемое воспоминание. Незабываемое. Как вам сказать, как она спасает. Вот, например, она дала слово, что не будет мыться 12 дней. Потому что ей сказали, чтобы я остался жив, она 12 дней не мылась. И я помню, как рассказывала, как она купила книги и несла эти книги вечером в Боткинскую больницу и ее окружили, а она все-таки эффектная внешне, волосы роскошные. Особенно эффектная, когда молодая была невероятно, она с книгами идет и ее окружили 4 пацана и говорят «О, страшная какая». Это она показалась им в тот момент страшной. Настолько ей была безразлична ее внешность. Я помню там, где боксы, в реанимации я помню, как она ходила в этих тапочках, ее пускали, и у нее были тапочки, обмотанные бинтами. Бинты на ногах. Я вообще помню ее участие в жизни моей и детей. Невероятное.
И так же серьезно и досконально она относилась всегда и к работе. Может быть, не хватало юмора. Вот я скажу, так откровенно. Всегда героизм был важнее. Поэтому получился «Вдовий пароход». «Вдовий пароход» Гета Яновская поставила с ней. Замечательная работа. Замечательная роль. Это лучшая роль ее в театре. Потому что там не требовался юмор. Который у партнерш был. У Теняковой. У нее нет такого юмора. Нет. Не то что она юмора не чувствует, но в ней нет. Она его чувствует, понимает, она смеется почти вовремя. Но она тем не менее, вот такого юмора у нее не существует.
В ней есть сила души. Сила души. Она приписывает это влиянию христианства на себя, православию. Традициям семьи, дедам бесконечным священникам. И очень интересным, прошедшим и лагерь и, возможно, это так. Мне не приходилось жить при церкви и не приходилось быть православным. Но тем не менее, она во многом идет от религии. Веры. Она должна верить. Ее нельзя обманывать. Обмана она не прощает. Никогда. Она становится непримиримой, жесткой. И, не знаю, что нужно для того, чтобы она была другой.
О ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ
В «Золотой маске» ей показалось, она была председателем жюри и ей показалось, что хозяева это этой золотой маски не выдерживают уставных правил и вмешиваются в решение вопроса. Они пожалели навсегда о том, что она была председателем жюри. Потому что она погнала их из комнаты мгновенно, больше ее не приглашали на «Золотую маску» и уверен, что никогда больше не пригласят. Потому что она должна говорить свою правду. Но, это вообще беда русского народа. Поэтому она такой ярчайший представитель своего народа. В самом таком красивом смысле и в разном-разном. Она представитель народа. Даже не интеллигенции, хотя она очень интеллигентна. Она представитель народа. Это очень смешно. Как это все в ней соединяется.
В театре повезло или не повезло? Но вот сыграла «Мадам Бовари» она. Я считаю, что сложные женские эротические судьбы с эротизмом ей играть не надо. Она, может быть, возразит и будет недовольна моим высказыванием. Но я думаю, что не надо, не надо. Она играет любовь в ее чистом, нормальном таком проявлении.
Сама она бывает безумна. Но бывает безумна только в негодовании. В порывах своих. Очень суровая бывает невероятная. Сильная. Непонятно откуда взявшаяся девушка.
Что касается кино, то конечно у нас были с ней забавные случаи. Вот она любит фильм «Василий и Василиса». Играла она там очень хорошо. И Кононов артист прекрасны. Она меня спросила, один раз она меня спросила – она меня часто спрашивала. Я не знаю, полезно ли, но я отвечал. Она спросила – почему Василиса бросилась к предавшему ее, как бы мужу, с которым она ничего не желал иметь общего, выселила в сарай куда-то, когда он вернулся с войны, она бросилась к нему с известием о том, что умер сын. Почему к нему? И я ей сказал – а к кому же? И ей было достаточно, чтобы понять этот бросок и этот рывок. Ей было достаточно. Ей достаточно каких-то таких простых подсказок
Она очень хотела работать с Эфросом. Она там на Бронной работала у него. Он крайне нежно относился к ней. Но, конечно, не так нежно, как к Оле Яковлевой. Понятное дело, что она там сыграла в его 2-3 спектаклях. До конца в нем не разобралась, и он в ней тоже не пытался разобраться. У него свои были интересы. Но вот судьба, судьба.
Она любит хороших людей собирать вокруг себя. Любит ли она несчастных людей? Есть женщины, актрисы, удачливые актрисы, которые вокруг себя каких- то юродивых собирают. Нет ей хотелось, чтобы судьбы были сложены, чтобы было все нормально, она винит людей в том, что судьба не получилась. Люди могут сами справиться со своей судьбой. Вот как-то так. Не то, что она не жалеет, но она не чувствует превосходства какого-то. Своего.
Вы знаете, был еще один забавный случай. Он меня многому научил. Меня. У нас ничего не было. Нифига не было. Была у нас однокомнатная квартирка, в которой мы жили, счастливо и машины не было долго-долго. И она ездила в троллейбусе. А в то время она уже была достаточно известной. И вдруг в троллейбусе к ней подходит дама и говорит – как вам не стыдно, быть такой же, как мы? Вы не имеете права ездить вместе с нами. Да. Она вполне такая серьезная строгая дама. И я подумал, что эта дама права. Не потому, что должна все иметь, актер должен все иметь, но он должен быть звездой. Вот звезда должна ощущать исключительность, хотя бы формально. Не прикидываться небожителем, они не небожители актеры, ни режиссеры и все на свете все, но не надо прикидываться. Она что-то поняла, рассказывала мне об этом…с потрясением. Вообще я помню почему-то только хорошее. Так как плохого в моей жизни от нее ничего не было, в ее жизни от меня, как оказалось было много плохого, то она оставила мне себя, как подарок и детей, как счастье, а внуков, вообще, как дополнительный набор.
Я хочу, чтобы она жила долго. И здоровья ей побольше. Нервная очень. Она предельно нервна, предельно нервна. Даже помню момент в который это обнаружил.
Когда-то я хотел и предложил театру Моссовета, они сдрейфили, подумали, что это будет не хорошо по отношению к ней. Я предложил театру Моссовета, поставить русскую Медею. Я хотел поставить с ней русскую Медею. Много лет назад, когда еще не было всяких там попыток иначе что-то там сделать. Какая бы была мощная русская Медея. Но театр подумал, что не надо бы мне с ней ставить, в чем театр в тот момент возможно был прав. А она возмутилась сказала, что я детей убивать буду? Я детей никогда не убью. Очень смешное наивное актерское понимание жизни. Человечески чистое понимание жизни. Провинциальное. А сейчас. Если чего-то не хватает нашим актрисам, не хватает провинциальности. Не хватает свежести, чуда, Черт знает, откуда они все взялись, они приезжают из какого-нибудь тьму таракани бог знает, кем становятся, кому подражают, Она никому не подражает. Никому, никому
В последнее время, оно что-то волнует разочарование. Целый ряд каких-то разочарований. Они в ней сильны. Она была очарованная женщина. Она была женщина, которая тяготеет к цельности. Цельность, цельность, цельность. Потом, когда вдруг обнаружилось, что жизнь немножко сложнее, она с этим не соглашается. И это оставляет в ней глубокий шрам. Глубокий след. Она не соглашается с такой не правильностью. Ну что вы хотите. Ну вот такой человек. Исключительный. Кристально чистый, да кристально чистый. Да, она даже согрешить не может. Я уверен абсолютно. Она ни перед кем ни в чем не виновата. Никогда, никогда, она не грешна. Я не знаю посещали ли ее грешные мысли? Я думаю –нет. Не посещали. Она такое дитя бога.
О ВСТРЕЧЕ
Ха- ха, моя первая встреча… это очень смешно. Я ее занял в спектакле «Пеппи длинный чулок» в ТЮЗе, я его ставил, я сам был маленький мальчик. Ахеджакова играла главную роль. А Ольга играла одну из трех, они в одной юбке ходили, одну из трех Фрекен Розенблюм, они были трехголовыми в одной юбке шлялись. Но она была очень красивая. Но я на красоту ее почему-то никогда не обращал внимания, я называл ее «зеленая муха жена моряка». Значит я совершенно не понимал, что это за «зеленая муха жена моряка» у меня тут маячит. Как -то так реагировал на нее странно. Там была в юбке с ней замечательная Тома Дегтярева, была Мика Ардова. Там были чудные три юбки. Она мне казалась злой. Очень злой, кстати. Потом я однажды зашел в примерочную, и она стояла там вместе со многими и у нее была расстегнута блузка, она о чем-то думала, она была загружена может быть печальным, может быть печальным…И она так прикасалась к пуговицам. Чтобы застегнуть, как бы вообще нет меня, но она понимала, что кто-то вошел...ну я вошел. И потом делает так – а, рукой, потом опять прикасалась и опять делал так – сама для себя… и это мне очень понравилось, очень понравилось…я не ожидал в ней присутствия такого мира.
А потом однажды проходил вечером по балкону театра ТЮЗа, а там Еремин, тогда начинающий режиссер репетировал свой спектакль «Как дела молодой человек». И я увидел на сцене невиданную красавицу. Это была она. Невиданную. Я вам передать не могу – в красном костюме венгерская, но какой красоты… Ну что я сделал? Я тут же написал записку, назначил свидание. Передал завлиту. Она понесла записку Оле. У елки жду, у елки тогда-то. Все и пришла к елке. Вот и все свидания. Ну и там потом шла жизнь, шла жизнь…долго не женился, я был женат. Ну и так это все шло -шло- шло. А потом вместе. А потом дети, а потом отдельно, ( смеется) а сейчас дружим.
Ольга любит до конца того, с кем живет. Мы когда расстались с ней, она 3 года была одна. Она ни к какому великому Гафту не сбегала. Она была одна. Дети просто не знали, что с мамой делать. А потом появился Валя. Она любит того, с кем живет до конца. Русская женщина. Героиня русских сказок. И даже ее слава на ней никак не отражалась.
Беспокоили роли. «Зори». Ей нравилось. Я ездил на съемки в Карелию вместе с ними. Был на съемках этих «Зорь». В 5 утра их будили. Здесь спала Шевчук, здесь спала Драпеко, здесь спала Ольга в газике. Ночью ехал туда с ними на эти съемки чертовы. Она верила этим обстоятельствам. Комарам, болоту войне, как полагается. Она верила по сумасшедшему, по сумасшедшему. В ней вера настоящая есть. Даже если бы неверие было какое-то лицедейское, было бы не хуже. Но, не было не было, была вера. И идеально.
О КРАСОТЕ.
Красота ее такая. Красота ее, который каждый домысливает по своему. Тогда она была знамя русского народа, и я не понимал, кто она есть, просто не понимал. Я всегда говорил «я сторож при портрете. Сторож при портрете» Она такая очень была красивая изумительная. Мужчины, вероятно, испытывали к ней разные чувства. Но она бы не ответила им на эти чувства. Это надо просто знать, понимать. Я ничего не придумываю. Ни об одной актрисе нельзя сказать то, что я сейчас говорю про Ольгу. Во всяком случае в моей жизни. Это совершенно другое существо. Мелкая игра, мелкое кокетство и крупное кокетство и крупная игра ее не устраивают. Как данность. Просто не устраивают. Ей не интересно.
ОБ АКТЕРСКОЙ СУДЬБЕ
Думаю, она не удовлетворена. Думаю, она очень не удовлетворена. Какие-то моменты своей жизни ей нравятся. Но в целом, она думаю, не удовлетворена. Что она хотела? Никогда не говорила мне об этом. От случая к случаю, как складывается актерская жизнь. Была у нее мечта? Вот я хочу сыграть это? Нет. Если бы она была моей актрисой, я давал бы ей звериные роли –Леди Магбет какую-нибудь. Я давал бы ей только такие роли. Я бы ей запретил играть голубое. Темперамент ведь совершенно не нормальный. Совершенно не нормальный. Сильная очень страстная очень. Такие даже могут быть роли. Она могла бы играть античные вещи. Могла играть Шекспира. Но она не говорила - я хочу. Я просто не помню.
Режиссер Павел Осипович Хомский был многие годы с ней хорош. И очень много она у него играла. И, вероятно, играла массу полезных вещей. И то, что с Театра на Малой Бронной к ему ушла абсолютно правильно. Она в силу спектаклей, которые ей предлагал Моссовет, она в эту силу играла. И была даже лучшей в этих спектаклях. И на Бронной она у Эфроса играла.
Ну просто ну мало ей, ну другое надо было бы. Мне кажется. Много на себя беру. Она то знает лучше, что она хочет. Валя тоже с моей точки зрения артист гениальный, …и он каждый день мне говорит, когда мы видимся – я ничего не сыграл. И я ему открыто говорю – мало сыграл. Очень мало. Любимец народа, как она и он –это не означает счастливые актеры. Любимцем быть - это еще не есть счастье для таких, как они. Потому что им все-таки важнее всего творчество. А то, что люди полюбили за какую-то роль в кино, за красоту, не знаю за что, этого недостаточно. Этим людям недостаточно.
О СЕМЬЕ.
Она мама. Она бабушка. По сути своей, по природе своей. Она отвечаете за людей, которых произвела на свет. За беспомощных людей. Она отвечает за них. Вообще она красивый человек. Такой была всегда.
Сейчас ей важней всего, если я не ошибаюсь, дети. Давно ей важней дети. Приносят ли они ей счастье – сложно ответить. Они хорошие, но она бы хотела определенности. А там витиеватости есть в поведении наших детей, которые ее не устраивают, да и меня тоже не устраивают.
Устала. Не все можно говорить, но иногда недавно она мне сказала – мне хочется уйти.. далеко и чтоб никто не узнал, где я нахожусь. Никогда. Вот такая степень усталости у нее бывает.\
Ольга (Ольга Левитина, дочь, актриса) по словам старшей Ольги, о которой у нас идет речь, всегда получала за свои рассказы о своем характере – к папе, к папе, Недостатки в семье были мои. Поэтому у Ольги мои недостатки. Мои достоинства. Она клоунесса абсолютно, эксцентричная актриса. Блестящая актриса. И она жесткая. Как мама. Это точно. Жесткая. Как мама. Но политичней. Ольга не политик. Мишка ( Михаил Левитин, сын) взял все лучшее у родителей. Я думаю, что у Ольги в основном. Тоже ярость иногда кипит в нем. Но он золотой мальчик. Такие дети.
Я думаю, что вернут ее малыши, она очень любит Захара. Это старший внук ее Ольгин. Мишкиных девочек. Она очень увлечена бабушкинством.
Когда мы расстались, у меня был только один страх – не то, что я потерял Олю, пришло время расставаться, это такое время приходит, она этого не понимает. А у меня вот это я понимаю. Пришло время расставаться. Но, как я боялся потерять этих дивных ребят. А, оказывается, она в этот момент думала, чтоб только они не потеряли отца. И она их ко мне прислала. Там, где я находился. Я снимал квартиру. Я оставил им естественно все, и на предложение комитета по культуре дать мне что-то, я сказал – не надо. Я поживу несколько лет в таком свободном полете. И они ко мне приходили. И она следила за тем, чтобы я с ними не расставался. Вот видите какая Ольга. Потому что у детей должен быть отец. Даже предположим в чем-то неправильный.
Была любовь, и я уверен, что с Валей любовь. Это стало моей темой. Я уверен, что там с Валей любовь. Я никогда не занимался ею так в профессии, как он, В профессии я занимался собой. Был мой театр, были мои актеры. Были любимые актеры, такие как Люба Полищук. Какие-то другие люди были для меня. Она была для меня жена, мать, красавица, любимая, но ни в коем случае не актриса. А Валя очень думаю многому научил ее. Многому научил ее. И она благодарна именно за то, что он ее учил. Она нуждалась в этом, она не понимала, что за профессия. Режиссеры занимались от случая к случаю, а тут рядом такая махина. Очень с трудной судьбой. Он же поздно обрел славу то. Но очень- очень знающий. А с каким юмором.
Мне кажется, и я даже говорил ей это недавно, что она стала более трагически смотреть на жизнь. Вот более трагически. Не потому, что ей плохо в доме, не потому что ей не интересно с Валей, это неправда. Я думаю, что интересно и от него всегда в профессии безусловно много пользы очень. Это великий артист. И мой любимый. Он всегда был мой любимый артист, когда мы с ней жили и не знали никакого Вали.
А мрачнеть стала, потому что ее неимоверно завышенные претензии к людям остаются претензиями. И ее многие желания не сбываются. Слава богу, что все близкие здоровы, слава богу, что такие внуки очень красивые, очень хорошие внуки у нее, вот это слава тебе господи.
Москва. 2012 год.
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, поделитесь ей, пожалуйста в социальных сетях или сделайте перепост, поскольку мои статьи видят только подписчики моего канала.
А так же поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
С уважением, Марина.
Начало статьи https://dzen.ru/media/id/5fa27b233bb45f0d3f74ea9d/632acca1cd73be0219ed518b