Когда мы слышим фамилию Мендельсона, большинству из сразу приходят на ум образы торжественного бракосочетания. Нет такого человека, который хотя бы раз не слышал популярный «Свадебный марш». Но знаменит Феликс Мендельсон не только этим сочинением. Мы продолжаем изучать классическую музыку и сегодня разберем концерт Мендельсона для скрипки, написанный в 1844 году.
Мендельсона нельзя назвать великим новатором. Скорее он — связующий мостик между титанами классицизма и композиторами романтизма, которые заявили о себе в середине XIX века. Тем не менее, кое-какие новшества в жанр концерта Мендельсон внес.
Во-первых, сольный инструмент вступает в действие практически сразу. Это было необычно для того времени. Раньше композиторы старались сначала раскрыть основную тему.
Во-вторых, каденция скрипки — то есть импровизационная часть сольной партии — расположена у Мендельсона в середине композиции, тогда как общепринятым правилом было оставлять соло ближе к финалу.
Наконец, в-третьих, между тремя частями концерта нет пауз. Мендельсон намеренно сделал так, чтобы слушатели не могли аплодировать между частями. Это в наше время овации раздаются после исполнения всего произведения полностью. Во времена Мендельсона было все иначе.
Композитор родился в богатой семье банкира Авраама Мендельсона. Юный Феликс уже с раннего возраста начал демонстрировать огромный музыкальный талант. Многие сравнивали его с великим Моцартом. Но в отличии от гениального предшественника, Мендельсону не нужно было заботиться о хлебе насущном. Он рос в атмосфере финансового благополучия, родители любыми способами поддерживали его начинания. Ему не нужно было думать о гонорарах и «золотых табакерках» и подстраиваться под вкусы аристократической публики.
Даже революционные волнения, которые все чаще возникали на территории немецких княжеств, не особо сказывались на благополучии и творчестве композитора. Многие современники Мендельсона буквально боролись за кусок хлеба — Шуберт умер в нищете от брюшного тифа, Шуман закончил свои дни в психиатрической лечебнице, Шопен страдал от неразделенной любви. Карьера Мендельсона развивалась так, словно само провидение устраняло перед ним все препятствия.
Это было кажущееся благополучие. Мало кто из знакомых и близких композитора знали, как обстоят дела на самом деле. Финансовая стабильность и публичное признание отнюдь не являются гарантами душевного спокойствия. В последние годы жизни Мендельсона сопровождали постоянные депрессии и внезапные вспышки гнева.
Он был женат, у него было пятеро детей и нельзя было назвать этот брак несчастливым. Однако, в зрелом возрасте Мендельсон влюбляется в шведскую оперную певицу Женни Линд. Роман был ярким. Мендельсон обещал бросить жену и детей и грозился наложить на себя руки, если Линд не согласится остаться с ним. Все закончилось расставанием. Это стало ударом для композитора. По одной из версий, именно безответная любовь побудила Мендельсона выразить свои страдания в этом скрипичном концерте.
Странная судьба… У Мендельсона было все, о чем мог мечтать человек, занимавшийся искусством в те времена. Он не нуждался в деньгах, у него был тихий семейный уют, публика его боготворила. Он был хорошо знаком с величайшими людьми того времени — от поэтов до королей. Его талантом восхищался сам Иоганн фон Гете, которому юный Мендельсон устраивал ежедневные концерты с экскурсами в историю музыки барокко и эпохи Возрождения.
Мендельсон с особым уважением относился к творчеству старых мастеров, что для того времени казалось странным. Именно Мендельсон заново открыл миру творчество Иоганна Баха.
Но внутри композитора полыхала какая-то внутренняя борьба, неудовлетворенность, неясные страхи наполняли его.
Казалось бы, такие внутренние состояния должны были сблизить творчество Мендельсона с великими музыкальными романтиками того времени. Однако, стиль композитора всегда тяготел к более спокойному и глубокому выражению собственных переживаний. Мендельсону была чужда экспрессивность и чувственность двоемирия романтизма. У каждого из нас есть собственные демоны. Иногда складывается впечатление, что Мендельсон каким-то образом подавлял страсти, неосознанно бушующие внутри него. Скромность?
Композитор скончался в возрасте 38 лет от инсульта.
Мендельсон всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля, и за ним будет признана резко очерченная музыкальная индивидуальность, бледнеющая перед сиянием таких гениев, как Бетховен, - но высоко выдвигающаяся из толпы многочисленных музыкантов-профессионалов немецкой школы.
Петр Чайковский
За свою недолгую жизнь Мендельсон успел совершить очень много. Помимо успехов в музыкальном творчестве, он основал консерваторию в Лейпциге, которая функционирует и в наши дни, усиленно работал над возрождением музыки прошлых эпох.
Мы еще вернемся к творчеству этого композитора на страницах этого блога.
#классическаямузыка #мендельсон #романтизм