Найти в Дзене
Социальный гуманитарий

40 руб. за изготовление машины времени получил скульптор при работе над комедией Гайдая

Это не шутка. Именно так написали в ведомости оплаты комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

Этот советский фильм зрители выучили буквально наизусть. И все прекрасно знали, как выглядела там машина времени, якобы сконструированная изобретателем Шуриком. То есть, простите, солидным таким Александром Сергеевичем Тимофеевым.

Кадр из комедии Гайдая
Кадр из комедии Гайдая

Чтобы изобретение полноценно присутствовало в кадре, его надо было оформить должным образом:

1) прежде всего оно должно было напоминать нечто научное (чтобы 1-й наблюдатель этого открытия не зря удивлялся: «Ах, какая машина!.. Это действительно новое слово в науке и технике!»);

2) затем оно должно было выглядеть фантастично и ассоциироваться конкретно с перемещениями во времени (чтобы зрители, сопереживая Ивану Васильевичу, повторяли за ним, обращаясь к изобретателю: «…крути-крути свою машину!»);

3) наконец, оно должно было не навевать скучные занудные мысли, но быть артефактом именно комедийного фильма (чтобы архаичными в фильме были только слова царя «Ты такую машину сделал?.. У меня вот тоже один такой был – крылья сделал… Я его на бочку с порохом посадил, пущай полетает», но не сама техническая новинка).

Словом, один из лучших комедийных режиссеров СССР умел даже науку показать легко, ненавязчиво, изящно и очень смешно.

Знатоки комедий Гайдая в курсе: Леонид Иович тщательно продумывал каждую мелочь. В его кино ни 1 условное ружье на стене не должно было висеть просто так, но оно просто обязано было выcтpeлить. Причем выcтpeлить так, чтобы публика лежала на полу от смеха, а еще лучше от хохота.

То же было с машиной времени. Ну, точнее, с ее макетом…

Поэтому вопрос создания этого технико-фантастико-комедийного чуда не пустили на самотек, а отдали на откуп специалистам.

Поначалу задача досталась работникам конструкторского бюро. Однако то, что получилось от них на выходе, напоминало слишком сложную и хитроумную конструкцию, над которой работал целый отдел (как и было на самом деле).

В принципе, отчасти это подходило под описание в пьесе самого Михаила Булгакова: «Громадных размеров и необычной конструкции аппарат…» Но для кино-Шурика, хоть он и подразумевался гением, но был все же одиночкой, это было слишком громоздко.

Кадр из комедии Гайдая
Кадр из комедии Гайдая

Тогда проблему отдали на откуп… скульптору Вячеславу Почечуеву. Нашли его буквально по соседству: он как раз в то время в соседнем павильоне «Мосфильма» помогал создавать декорации для «Руслана и Людмилы» Александра Птушко.

Впрочем, 1-й блин и у него получился комом: сначала Почечуев, «похимичив», принес на съемочную площадку нечто, напоминающее… аппарат из комедии Гайдая «Самогонщики».

Но к этому «бeзoбpaзию» решили добавить остатки декораций со съемок тоже фантастического (хоть и не комедийного) фильма Андрея Тарковского «Солярис».

В результате человек искусства лучше справился с артефактом для съемок комедии, чем научно-технические работники конструкторского бюро. И в фильме появился аппарат, который мы все и помним.

Кадр из комедии Гайдая
Кадр из комедии Гайдая

Кстати, Почечуев несколько «усовершенствовал» описанный Булгаковым аппарат:

  • в пьесе «Иван Васильевич» машина времени описывалась как похожая на радиоприемник;

=>

  • в экранизации же идея с радио была развита (в частности, изобретатель долгое время бегал за перегоревшими транзисторами для своего «детища», а царь даже его подбадривал: «Так покупай эти… транзисторы..!»), но к этому приемнику добавили многочисленные колбы, мигалки и еще самые разные непонятные конструкции.

И всё это дало Гайдаю шанс лишний раз использовать обожаемые им миниатюрные трюки. Так, когда Шурик бросал пaпиpocу прямо на пульт этой машины, там что-то вспыхивало, но он успокаивал собеседника – мол, всё в порядке.

Ну, а сам Почечуев, разумеется, получил за свою работу деньги. И в ведомости на оплату было написано: «Деньги выданы за изобретение машины времени». Вот так вот прямо и незамысловато, словно это был не «Мосфильм», а НИИЧАВО.

Гонорар скульптора – изобретателя машины времени составил 40 руб.

Кстати, создание этакого фантастико-технического новшества финансово себя оправдало не просто в разы, но на порядки: картине была присвоена 1-я группа по оплате, а в те годы это было почти нонсенсом.

П. с. О личных нюансах жизни Шурика (его зарплата, его женщины…), о трюках из фильмов о нем и вообще о разных интересных фактах о комедиях Гайдая читайте специальную подборку Дзена.

#кино #наука #культура #ссср #интересные факты #культура #общество