Уже больше полувека Стивен Кинг помогает нам заглянуть страхам в лицо и преодолеть их. Но если его книги — признанные шедевры, то к экранизациям есть вопросы. Еще бы, ведь автор нередко щедро раздает права за доллар.
Мы вспомнили пять классных экранизаций романов Кинга, и в день 75-летия любимого писателя с удовольствием их пересмотрим. И вам советуем.
«Мгла» / Mist (2007)
реж. Фрэнк Дарабонт
Рекомендует Игорь Дорогов
О чем?
Маленький провинциальный городок в США. Всю ночь бушует страшная буря: деревья валятся прямо на дома, молнии сверкают как фейерверки, электричество вырубается по всей местности. Поутру жители просыпаются, оценивают ущерб и, как всегда в любой непредвиденной ситуации, отправляются закупаться продуктами в единственный супермаркет в округе.
Для многих их них это будет последним пристанищем в жизни. За считанные минуты весь город окутывает зловещий туман, в котором скрываются ужасные монстры, уничтожающие всех, кто окажется рядом.
Посетителям супермаркета придется забаррикадироваться там и, справляясь с паникой, пытаться выжить.
Зачем смотреть?
Во-первых, потому что это третий полнометражный фильм Дарабонта, который он снял по работам Стивена Кинга. А первые два, между прочим – «Побег из Шоушенка» (1994) и «Зеленая миля» (1999). Картины, занимающие первое и второе место зрительского рейтинга как на IMDb, так и на Кинопоиске. Фрэнк Дарабонт как никто чувствует «кинговский» стиль, понимает его отношение к собственным персонажам, вместе с автором первоисточника погружается в исследование заглавной темы и дополняет его своими свежими идеями.
Во-вторых, это просто отличный хоррор о монстрах с драматической структурой. Авторы не только показывают нам сопротивление человека с неизведанным Другим (метафорой чего являются чудовища каждый сможет понять по-своему), но и с ближним своим. Большая часть времени посвящена изучению того, как человек изменяется, реагируя на опасную для жизни ситуацию. Чему он готов верить и на что способен ради выживания? Сможет ли он помочь тому, кого раньше считал другом, или только своя жизнь будет иметь значение? Кто сохранит человеческий облик, а кто превратится в зверя?
В-третьих, ради финала фильма, который вы не сможете забыть никогда. Даже если через несколько лет вы с трудом сможете вспомнить все события картины, то ошеломляющая концовка отчетливо зафиксируется в вашей памяти навсегда.
Мини-сериал «Сияние» / The Shining (1997)
реж. Мик Гэррис
Рекомендует Даша Бурнашева
Важное уточнение
Да, существует еще одна экранизация «Сияния». Стивену Кингу настолько не понравился фильм Кубрика (и я его в этом полностью поддерживаю), что сценарий для мини-сериала он написал сам. И, хоть поклонники Кинга и знают, что за сценарии королю ужасов лучше не браться, «Сияние» можно назвать счастливым исключением.
О чем?
Джек Торренс — бывший учитель и алкоголик в завязке, который не может вернуться к преподаванию из-за своего буйного прошлого. Он находит работу смотрителем отеля в горах Колорадо, куда едет зимовать вместе с женой и маленьким сыном. На несколько месяцев они окажутся изолированы от внешнего мира. К сожалению, Джека не особенно смущает кровавая история отеля и то, что предыдущий смотритель сошел с ума и убил свою семью.
Зачем смотреть?
Во-первых, сериал гораздо ближе к оригиналу.
Во-вторых, несмотря на то, что «Сияние» довольно короткий роман, хронометража фильма недостаточно, чтобы погрузиться в историю по-настоящему. Мини-сериал справляется с этим гораздо лучше. Ты постепенно окунаешься в жизнь семьи Торренс, успеваешь хорошо их узнать и гораздо сильнее переживаешь, когда Джек медленно скатывается в безумие. Из Стивена Уэбера вообще получился очень крутой Джек Торренс. Думаю, что одна из причин в том, что он не выглядит безумным с первой же минуты сериала, как это, к сожалению, делает Джек Николсон в фильме Кубрика.
В-третьих, у фильма вообще очень классный каст. Ребекка Дэ Морней в роли Венди отлично справляется с ролью сильной, но очень задолбанной женщины, а Кортленд Мид так убедительно отыгрывает ужас, что большую часть сериала его искренне жаль. А еще он не разговаривает со своим пальцем.
«Мертвая зона» / The Dead Zone (1983)
реж. Дэвид Кроненберг
рекомендует Рита Железнякова
О чем?
Учитель-словесник Джонни (Кристофер Уокен) попал в ужасную автокатастрофу. После пяти лет, проведенных в коме, он очнулся, обнаружил любимую невесту замужем за другим, а у себя самого — жутковатую новую особенность. Теперь, прикоснувшись к человеку, он видит его прошлое и будущее. После контакта с набирающим популярность политиком, Джон понимает, что тот, став президентом, начнет ядерную войну.
Зачем смотреть?
В одиночку человек способен изменить историю, — утверждает Стивен Кинг, а вслед за ним режиссер «Мертвой зоны» Дэвид Кроненберг. И заодно подсказывает, что можно предпринять, когда сталкиваешься с абсолютным злом у власти: бороться с ним всеми возможными способами.
Это очень грустное и тревожное кино. Съемки велись в канадском Онтарио, который изображал вымышленный кинговский Касл-Рок. И снежный покров, тусклое небо, бледное лицо молодого Уокена с его бездонными глазами — все это создает ощущение беспокойства. То, что нужно для фильма, в котором герою предстоит решить: стоит ли жизнь одного подонка жизней миллионов людей.
«1408» (2007)
реж. Микаэль Хофстрём
Рекомендует Анна Константинова
О чем?
Писатель-оккультист бежит от трагических воспоминаний и ночует в самых страшных отелях страны. Майкл Энслин упрямо (и безуспешно) ищет подтверждение загробной жизни, пока среди кипы гостиничных флаеров не находит открытку нью-йоркского отеля «Дельфин». На обороте красивым почерком выведено провокационное предупреждение: «Не заходи в 1408». Майкл сложил цифры, получил «13» – чертова дюжина и куча газетных заметок о погибших гостях отеля убедила скучающего писателя провести в этом самом номере ночь.
Принимая отказы работников гостиницы за черный пиар, герой стоит на своем и попадает в годами пустующий 1408. А раз уж это экранизация рассказа Кинга, то сделал он это очень зря, ведь по словам управляющего «Дельфина», в том номере живет само зло.
Зачем смотреть?
Помимо того, что это действительно пугающее кино, которое не стесняется бить исподтишка? Обратите внимание на почти идеальный сценарий! Каждая сцена и деталь показаны зрителю неспроста: все сыграет свою роль, чтобы напугать вас и раскрыть персонаж Джона Кьюсака.
И пока его глаза закатываются все дальше, сам гостиничный номер становится полноправным героем фильма: камера успешно имитирует слежение злых сил. Удачных операторских решений картине в принципе не занимать: резкие ракурсы, крупные планы, двойная экспозиция – не соскучишься.
И напоследок важно отметить: концовок у фильма не меньше четырех, да и послевкусие у них разное. Есть повод выбрать фаворита.
«Зеленая миля» / The Green Mile (1999)
Реж. Фрэнк Дарабонт
Рекомендует Амалия Бабаян
О чем?
Пол Эджкомб работает надзирателем в «Холодной горе» — тюрьме для смертников во времена Великой депрессии. «Зеленой милей» в этой тюрьме называют коридор с салатовым полом, по которому заключенных ведут к электрическому стулу. Однажды в блок поступает новый осужденный — гигантский афроамериканец Джон Коффи. Его обвинили в растлении и убийстве двух девочек, но в это трудно поверить. Коффи очень нежный, боится темноты, плачет по ночам, а еще обладает божественным даром исцелять больных и воскрешать мертвых. Постепенно Пол начинает понимать, что полиция поймала не того парня.
Зачем смотреть?
«Зеленая миля» числится во всех возможных списках лучших фильмов в истории кино. В зрительском рейтинге «Кинопоиска» она уже долгое время занимает первое место. Это значит, что найти человека, который эту картину не смотрел, практически невозможно. Тем не менее она присутствует в нашей подборке экранизаций Стивена Кинга, чтобы вдохновить вас ее пересмотреть.
Мистическая драма Фрэнка Дарабонта останется актуальной во все времена. Тюрьма здесь выступают проекцией нашего мира, порой жестокого и несправедливого. Герои практически всегда находятся в каких-то учреждениях. Пол сначала работал в тюрьме для смертников, затем после случая с Коффи вместе с напарником перевелся в тюрьму для несовершеннолетних. Их коллега Перси из-за одного инцидента попал в психиатрическую больницу. Уже состарившийся Пол в какой-то мере и сам стал заключенным, только не в тюрьме, а в доме престарелых, где такой же зеленый пол, как в «Холодной горе». Но «Зеленая миля» — не о тотальном мраке, скорее, о свете во тьме и о волшебстве, которому мы все должны постараться открыться.