Драма Streetcar Named Desire (буквально «Трамвай, называемый Желание») – одна из популярных пьес Теннесси Уильямса, известна 1947 года. И почти сразу же удостоена Пулитцеровской премии. Это произведение, созданное для театра, не основано на реальных событиях, отнюдь не нон-фикшн. Романтическая история о том, как старшая сестра приезжает из города в штате Флорида к младшей сестре, которая обосновалась в штате Миссисипи.
Справка: Пулитцеровская премия – одна из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра.
Пьеса экранизирована, главные роли исполнили Марлон Брандо (1924–2004) и Вивьен Ли (1913–1967). Ремейк фильма вышел в 1995 году. Вивьен и Марлон отлично вписались в доверенные им роли, драма удалась. Кино шедевр.
Тема: эмоционально-возвышенное мироощущение для некоторых типов людей становится психологической защитой от пережитого ими крушения всех надежд.
Вы спросите, почему пьеса (а затем и кинолента) имеет такое название – «Трамвай „Желание“». По приезде мисс Дюбуа обронила реплику: «Сказали, садитесь сперва в трамвай — по-здешнему Желание, потом в другой — Кладбище». Конечно, эти названия говорят о направлении движения. Допустим, в городе есть район, именуемый «Кладбище», но что скажете про жилой квартал «Желание»? Вопрос риторический.
Героиня поселяется в чужом доме, облачается в белую одежду, словно каждый день у нее праздник, часто принимает ванну, чтобы смывать негатив и быть как новенькая. А может быть, хотелось бы воскреснуть и оставить в прошлом все проблемы. Романтическим восприятием жизни Бланш всеми силами, хотя и подсознательно, отгоняет мысли о приближающейся старости и смерти.
Родные сестры Бланш и Стелла – аристократки по крови, у них было родовое гнездо, которое ушло с молотка или как-то иначе... Однако финал один: Бланш теперь без имения, она бы хотела вернуть былой статус, но фактически она бездомная.
Крыша над головой – естественная потребность человека, как и желание быть счастливым, ощущать доброту незнакомцев и заботу знакомых. Что не так с главной героиней фильма?
Будучи нарциссической личностью, она искренняя эгоистка, как следствие – не уважает других людей. Пусть умы всех мужчин будут ей поглощены, это же естественно, она вовсе не дурнушка... Показательна сцена с юнцом-почтальоном, который невзначай получает сладкий поцелуй в полумраке. Облагодетельствовала или совратила? Вопрос риторический.
Сексуальные фантазии поглощают психику именно подростка. Здесь и приглаживания одежды, одинокие томления, надо полежать и помечтать. Со своими проблемами разбирайтесь без нее, оставьте Бланш в покое, иначе ей сделается дурно...
Идея фильма: с психологической точки зрения Бланш не является зрелой личностью, она не стремится быть полезной обществу, но она стала третьей-лишней в семье своей сестры. А может, она лишняя в реальной жизни?
Роль Бланш исполняла Вивьен Ли. Фильм черно-белый, волосы актрисы осветлены. Если бы она была в этой роли брюнеткой, то воспринималась бы по-другому. В сравнении с младшей в их семье Стеллой, отличающейся по телосложению и цвету волос, Бланш выглядит ребенком.
Конкретизирую: Стелла, хотя и младшая в семье, не стала ждать покровительства, смогла приспособиться и стать взрослой, Бланш – нет... Почему?
Главная героиня относится к типу «человек в страсти». Кстати, позы и жесты героини показывают, что она озабочена своей сексуальной составляющей.
Что мы знаем о Бланш Дюбуа, кроме того, что ее имя с фамилией в переводе означает «белый лес»? Женщина-учительница, женщина бальзаковского возраста, женщина с бокалом виски и сигаретой. Бланш пытается начать жизнь с чистого листа и быть белой и пушистой, как снег в зимнем лесу. Хотя зимний лес красив, но он похож на что-то покрытое саваном.
Кстати, мисс Дюбуа флиртует, рисуется перед маменькиным сынком Митчем, когда рассказывает ему, как переводится ее имя и фамилия с французского языка. Пытаясь манипулировать другими, Бланш просто следует своим стереотипам, подчиняется инстинкту самосохранения. Сестру сделать своей союзницей, защитницей, а кавалера Митча – поклонником и избавителем.
Ее жизнь не о том, чтобы быть, а чтобы казаться такой, какая она у себя в воображении. Бланш Дюбуа грезит о мире, которого нет.
Как свойственно детям, мисс Дюбуа капризничает, бросает слова на ветер, манипулирует другими. Психологически она не готова бороться за существование, не может принять жизнь такой, какая есть.
В этом произведении мы не видим учительницу английского языка, коей была Бланш в прошлом, мы видим кокетку, содержанку, экзальтированную, манерную женщину в неглиже. Она всегда было такой? Все попытки найти того, на кого можно положиться, оказались провальными. Муж оказался гомосексуалистом и убил себя, когда оказался разоблаченным.
Бланш пришла к тому, чего подсознательно хотела: если бы она уважала себя, то не подверглась бы насилию со стороны Стенли. Барышня постоянно действует в чувственном порыве, а значит, не берет ответственность за жизнь. Похоже, что, потеряв личный дом "Мечта", она оказалась в публичном доме "Фламинго", где легкое поведение приветствовалось.
Кавалер Митч говорит в итоге, что нет более желания жениться на той, которая не безупречна. Бланш сразу перестает быть милым пушистым зверьком. Позже ее иллюзии снова будут разрушены грубым поведением Стенли.
Мужчины предпочитают блондинок, но желательно, без интимного прошлого. Ореол таинственности, необыкновенности манит до тех пор, пока иллюзия в силе. У мисс Дюбуа тоже есть теневая сторона личности. Но зачем же признаваться себе в ее существовании? Проще проецировать на других чувство вины.
Хотя натуралистически это не показано, Стенли насилует пьяную Бланш, следуя своей животной натуре. Стелла в финале окончательно понимает, что Бланш сходит с ума и сводит в могилу их со Стенли брак, поэтому вызывает джентльмена из психиатрической больницы. В лечебнице для душевнобольных можно жить в плену иллюзий.
Фильм 1951 года «Трамвай „Желание“» был снят под руководством бродвейского режиссера Элия Казана (1909–2003). Этот человек получил 2 статуэтки «Оскар» (1947, 1954 гг.) за лучшую режиссерскую работу, а в 1955 году – «Золотой глобус». За какие фильмы? Это уже другая история.
Примечательно, что Элия Казан и Теннесси Уильямс – современники.
#психологиянаэкране
#драмаретро
#иллюзии
#фильм1951