Найти тему

"Ходил с осколком в голове и рыдал на сталинградском мемориале". Удивительная судьба советского снайпера осетина Владимира Салбиева

Во время войны имя Владимира Салбиева гремело по всему фронту. Из винтовки бил он врага нещадно. К маю 1945 г. на его счету было порядка 600 убитых немцев и свыше 100 подготовленных советских снайперов.

Как же сложилась его судьба?

Война и боевые ранения

Славу обрел под Сталинградом. Ежедневно после традиционной охоты сообщал командирам об уничтожении 6-8 немцев. Вспоминал, что в этом городе приходилось по несколько дней отбивать 10 метров, сталкиваться с немецкими асами и биться с диверсантами.

Так одного снайпера поймал "на живца". Немец не давал высунуть головы еще одну советскому снайперу. Пришлось идти на хитрость (в качестве приманки использовал телогрейку, набитую соломой). А вот еще один случай:

Однажды видим идут 5 наших солдат. Кричим им: "Скажите пароль". Они ни в какую. Неожиданно кинулись в укрытие и начали по нам палить. Нескольких уложили, одного решили брать в плен. Противник оказался чудовищной силы. Пришлось его сильно до крови укусить. Не самый честный прием, но на войне все средства хороши.

Освобождал Украину. В 1943 г. получил тяжелое ранение в голову. Осколок застрял. С ним Салбиев прожил всю оставшуюся жизнь. В 1944 г. получил еще одно ранение. В экстренном порядке снайпера эвакуировали в госпиталь, а оставленную на поле боя именную винтовку, подаренную Хрущевым, забрали и после войны передали в музей.

После войны

После войны Салбиев работал на ликероводочном заводе. Проживал с пожилыми родителями. Отцу было 100 с лишним лет, а матери – 97. Оба вырастили пятерых фронтовиков. Иногда Салбиеву по работе нужно было ездить в Сталинград. И вот, что снайпер говорил про одну из таких поездок:

Директор, принявший у меня товар, поинтересовался бывал ли я в Сталинграде. Я ответил: "От звонка до звонка прошел Сталинградскую битву". Тот удивился и попросил меня отправиться с ним в город, чтобы я посмотрел, как советский народ его восстановил.
"На машине эти святые места осматривать не буду" – ответил я. "Лучше пешком. Предупредили бы заранее, я бы свой лучший костюм бы взял"
-2

Во время экскурсии по городу Салбиев позабыл обо всем, когда нашел свою фамилию на одном из мемориалов. Тогда от нахлынувших воспоминаний он горько зарыдал.

Приглашали снайпера и в местный музей полюбоваться оставленной на поле боя винтовкой.

Приходили всей семьей. Винтовку ту мне лично Хрущев подарил. Отец мой, которому на тот момент было 106 лет отругал: "Ты бы сказал, что тебе такой подарок сделали, а то помер бы и не узнал, что в голове твоей есть еще что-то кроме немецкого осколка, раз подарок такой получил"

По воспоминаниям современников, Владимир Салбиев казался грустным человеком. Видно было, что человек пережил многое и прошел через боль и страдание. Но как только расплывался в улыбке, представал он совершенно другим человеком.

Война людей меняет. Ушел из жизни Салбиев в 1996 г.