Найти тему

План Байдена для науки и технологий

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проанализировал ключевые меры, заявленные на старте наиболее масштабной инициативы США в сфере исследований и разработок (ИР) за последние годы.

Контекст исследования: В начале 2021 г. администрация 46-го президента США Джозефа Байдена представила общественности «Американский план занятости» (The American Jobs Plan, также известный как «План Байдена»). Рассчитанная на два политических цикла программа с общим бюджетом около 2,3 трлн долл. США предусматривала крупные инвестиции в создание инфраструктуры, повышение социальной защищенности, поддержку технологического бизнеса. 214 млрд долл., или более 9% от средств, определенных в «Плане Байдена», предлагалось направить на новые меры и институты поддержки ИР.

После объявления «Плана» более полутора лет шла подготовка законодательной рамки для его реализации. Многие из намеченных мер, в частности по стимулированию сферы исследований и разработок, в ходе обсуждения в обеих палатах Конгресса заметно видоизменились, а то и вовсе выпали из повестки. Точно оценить степень их текущей реализации довольно сложно по причине размытости формулировок и несогласованности практик отражения расходов на ИР в документах различных ведомств. Тем не менее некоторые тенденции и приоритеты для американской науки и технологий на ближайшие годы прослеживаются.

Главные выводы:

  • Финансовое обеспечение обрели планы, связанные прежде всего с обеспечением энергетической безопасности страны. В частности, довольно крупные инвестиции заложены на инициативы по созданию демонстрационных проектов в сфере чистой энергетики и по развитию инфраструктуры занимающихся энергетическими вопросами национальных лабораторий (порядка 25 млрд и 2 млрд долл. соответственно сроком на пять лет).
  • 11,2 млрд долл. получили климатические инициативы, в том числе проекты, связанные с исследовательской и демонстрационной деятельностью в десяти «зеленых» областях.
  • 10 млрд долл. выделены на формирование двадцати распределенных хабов технологий и инноваций — консорциумов с участием органов власти, вузов, бизнеса и прочих региональных стейкхолдеров.
  • Распорядителю целого пула исследовательских программ — Национальному научному фонду (National Science Foundation) — увеличат годовой бюджет с 8,8 млрд долл. в текущем году до 18,9 млрд в конце пятилетнего периода. Общий объем его финансирования на 2023–2027 гг. составит 81 млрд долл. Четверть этих средств (20 млрд) выделяется новому Управлению технологий, инноваций и партнерств (Directorate for Technology, Innovation and Partnerships), которое будет управлять программами, обеспечивающими реализацию трансляционных исследований, трансфер технологий и их коммерциализацию.
  • Несмотря на приоритетность энергетической и климатической повестки, пока так и не создано Агентство передовых исследований, специализирующееся на чистой энергетике и способах борьбы с изменением климата (ARPA-C). По всей вероятности, оно должно было дополнить уже действующее (и в «Плане Байдена» не упомянутое) Агентство передовых исследований в области энергетики (ARPA-E).
  • Власти страны фактически отказались от амбициозных планов («весом» 45 млрд долл.) по укреплению научного потенциала «исторически черных» вузов (Historically Black Colleges and Universities), которые в основном характеризуются слабой исследовательской базой. Также не получило развития предложение по выделению 30 млрд долл. на финансирование ИР, способствующих в том числе созданию инноваций и новых рабочих мест в сельской местности.

Комментирует Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Описанные в «Плане Байдена” направления поддержки исследований и разработок указывают на заметную активизацию усилий США в сфере научно-технической политики, впервые за многие годы, очевидно, на фоне технологической гонки с Китаем. Власти страны делают явную ставку на стимулирование инновационной деятельности в регионах, инвестируют значительные средства на формирование и развитие региональных инновационных экосистем. В каждом из шести американских (макро)регионов в течение пяти лет предполагается создать не менее 20 технологических хабов в рамках инициативы Regional Technology and Innovation Hubs объемом в 10 млрд долл. США (по своему дизайну схожа с российской программой поддержки научно-образовательных центров мирового уровня, реализуемой с 2018 г. в рамках национального проекта «Наука и университеты»).

Подробные выводы и комментарий представлены по ссылке.