Недавно, товарищи, открыл для себя удивительные свидетельства об этом человеке. О нём написано много, и всё же, на мой взгляд, есть в его облике что-то загадочное и светлое, о чём невольно начинаешь размышлять, осмысливая те факты...
Никто не повторил то, что ему удалось сделать в таком количестве. Трижды он шёл на воздушный таран, остался жив, повезло ему и в четвёртый раз.
В начале войны ему пришлось летать на устаревшем истребителе И-15, которые, бывало становились лёгкой мишенью для немецких асов. На третий день после начала войны Борис Ковзан атаковал немецкий бомбардировщик Хейнкель-111 и отправил его горящим на землю.
Осенью 1941 года его перевели служить под Москву. Борис освоил более современный самолет Як-1, который на несколько месяцев стал его настоящим другом и спасителем.
Летчик в составе группы неоднократно вылетал на боевые задания, отгоняя немецкие бомбардировщики, которые пытались прорваться к столице.
Первый таран он совершил 29 октября 1941 года. Б.Ковзан срезал хвостовое оперение немецкого самолёта-разведчика винтом своего самолета. Нужно было обладать виртуозной техникой полета и точным расчётом чтобы совершить этот отважный поступок.
Вошедший в пике самолёт врага взорвался на земле, а советский пилот вернулся на аэродром, доложив командованию об итогах боевого вылета. При этом, как говорили, совершённый таран он особым подвигом не считал.
Впоследствии, ему ещё дважды удавалось выполнить тот же "манёвр"...
Слухи о том, как Борис Ковзан сбивает немецкие самолеты, обросли разнообразными подробностями и облетели весь Северо-Западный фронт. Утверждалось, что после подобных случаев, Геринг отдал приказание никогда не сближаться с «невменяемыми русскими», чтобы не дать им возможности совершать воздушные тараны...
Но вот с четвертым тараном Борису Ковзану не повезло, хотя огромным везением уже оказалось то, что он остался в живых.
ЛОБОВОЙ ТАРАН
13 августа 1942 года в небе над Старой Руссой Новгородской области его самолет возвращался с боевого задания с расстрелянным боекомплектом.
Неожиданно из облаков вынырнуло звено немецких истребителей...
Им удалось разбить фонарь его кабины и тяжело ранить самого летчика. Желая отдать свою жизнь подороже, летчик развернулся и пошёл на лобовой таран.
Обычно в такой ситуации немецкие пилоты уходили в строну от удара. На этот раз, как свидетельствовали очевидцы - фашист тоже не струсил... От лобового столкновения оба самолета разлетелись на мелкие части. Немец погиб на месте, а Ковзана выбросило из разбитой кабины.
Впоследствии Борис Иванович точно не мог вспомнить, дергал ли он за кольцо парашюта, или его открыла неведомая сила.... и в какой момент это произошло. Летчик на большой скорости понесся к земле и упал в болото.
Работающие невдалеке крестьяне вытащили Бориса Ковзана из болота и спрятали, а после на место падения прибыла немецкая поисковая команда.
Фашисты поверили словам бывшим колхозников, утверждавших, что советского пилота поглотила трясина...
Уже через пару дней Бориса переправили к партизанам, откуда эвакуировали на Большую землю.
ЕЩЁ РАЗ ПРОЯВИЛ СВОЙ ХАРАКТЕР
Врачам все-таки удалось спасти тяжело раненого летчика, но поврежденный правый глаз потребовалось удалить. Борис Ковзан рассказывал, что проведенные 10 месяцев в госпитале стали самыми сложными в его жизни.
Медицинская комиссия признала летчика негодным к службе в истребительной авиации. Это стало ударом для парня, которому тогда едва исполнился 21 год.
Но не таков был характер героя, он убеждал членов медицинской комиссии что может летать как прежде и в конце концов его допустили к полётам...
После войны он летал на реактивных самолетах и учил этому молодое пополнение. В отставку полковник Ковзан вышел в 1958 году.
Некоторое время проживал в Рязани, где руководил местным аэроклубом, после чего переехал в столицу советской Белоруссии...
(Фото к статье из открытых источников)
P.S.
Всех благ вам и до встречи!
Будьте с теми, с кем вам хорошо.
Если вы впервые на канале, присоединяйтесь, вместе непременно пошутим! А пока, прошу к столу, на канал к чтению. Здесь всё для удовольствия и зарядки доброй энергией. Однажды, когда мой приятель впал в депрессию, я предложил ему свои "рассказы", потом он сказал: "Прочитал. Знаешь, жить захотелось..." Ради этого и пишу.
😉😊😚 Игорь Карпов, Н.Новгород