Журналистам достаточно редко удавалось разговорить самого тихого и скромного участника Queen. Поэтому даже в самых масштабных интервью Джон Дикон ограничивается самыми короткими и нейтральными фразами. Бас-гитарист всегда старался избегать провокационных вопросов, обращал внимание на репутацию издания. Музыканту требовалось время, чтобы почувствовать расположение к собеседнику, а также возможное участие его друзей по группе. В этом отношении весьма показательно интервью, которое Джон дал в 1976 году британскому журналисту Джиму Козловски. Эту публикацию мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.
Интервьюер: «Одной из главнейших особенностей Queen, бесспорно, являются ваши музыкальные гармонии».
Джон Дикон: «Да».
И.: «Насколько, на ваш взгляд, важна для группы слаженная работа ритм-секции, качественная передача её звука?»
Д.Д.: «Хм…Не знаю, что насчет гармоний, однако гитарная работа Брайана является одной из наших сильнейших характеристик, отличающих Queen от других групп. Я имею в виду…м-м-м… очевидно, это самое главное. Конечно, важную роль играет и наше взаимодействие с Роджером. Он выдает очень хорошие звуки на ударных. Его вроде как заботит качественное звучание барабанов, и я думаю, что у нас с ним сложился своеобразный способ игры, свой особенный характер. Вероятно, это проявляется не так отчетливо, как гармонии, вокал и гитарные партии… Не знаю… Не могли бы вы переформулировать вопрос, который мне задали? Я имею в виду некоторые детали…»
И.: «Одна из самых примечательных вещей в Queen – это музыкальные гармонии, которые, в частности, поддерживаются на уровне ритм-секции. К этому можно еще добавить совершенно уникальную игру Брайана».
Д.Д.: «Да, полагаю, так оно и есть. Мы склонны кое-что забывать в ходе длительных записей, потому что сначала работаем над минусовками. В первые две недели мы тратим на это много времени. Затем около двух месяцев мы работаем над наложениями, часть которых, к сожалению, теряется. Перед выпуском альбома, а также туром в его поддержку, мы очень много репетируем, поэтому первые минусовки в какой-то степени похожи на наши импровизации на сцене. М-м-м …Это то, что развивалось с годами. Так мы, в конце концов, нашли свой характерный звук».
И.: «Я был очень удивлен, услышав от Роджера, что в студии на вас лежит самая большая ответственность. По его словам, вы в курсе многих вопросов, отвечаете за производство и тому подобное».
Д.Д.: «Да».
И.: «Тогда мне вдруг пришло в голову, что из бас-гитаристов выходят хорошие продюсеры. В качестве подтверждения можно вспомнить Пола Маккартни, Джона Энтвистла (The Who) и многих других. Может быть, это как-то связано с характером инструмента, на котором вы играете, но, возможно, это то, к чему вы так или иначе стремитесь».
Д.Д.: «М-м-м … Я могу сказать ничего конкретного (Смеется). Не знаю, как другие, но мы вчетвером тратим много времени на продюсирование, хотя у каждого из нас свое восприятие звука. Например, когда Фредди записывает вокал, он четко представляет себе, как он должен звучать, но ему не всегда удобно объяснить это технически. Но потом приходит Майк Стоун, который совершенно иначе думает о звуке и хочет получить то, что соответствует ожиданиям других людей. Возможно, Брайан и я больше сконцентрированы на технической стороне вещей, и в этом случае мы понимаем, как вести себя за микшерным столом и так далее. Думаю, что я и сам чуть позже займусь подобной работой. У меня и у Брайана дома есть всё необходимое оборудование, в том числе, графический эквалайзер, который позволяет получать необходимые нам частоты. Мне в некотором смысле очень интересна эта инженерная работа, хотя в действительности, во время записи альбомов, я не играю особой роли –пусть лучше её делают профессионалы – например, Майк Стоун» (Смеется).
И.: «Ваши технические знания с Брайаном, очевидно, связаны с вашим образованием?»
Д.Д.: «Вероятно, да. Мы с Брайаном учились на факультетах естественных наук. Физика и математика, как известно, связаны с научными исследованиями. Кроме того, я занимался электроникой в колледже, так что я сосредоточен на этой стороне. В данный момент мы думаем над идеей создания нашей собственной студии в Англии, и к этому вопросу мы вернемся уже этим летом. Сейчас для этого самое время. Мы довольно долго работали в различных студиях в Англии, но нам приходилось переходить из одной в другую, потому что там не было того или иного оборудования. Теперь у нас есть возможность использовать различную технику. Думаю, что это будет коммерческая студия, где могут работать и другие музыканты. Мне кажется, такие творческие пересечения пойдут нам на пользу – я действительно заинтересован в этом».
И.: «Большая работа с Queen, очевидно, отнимает у вас много времени. Из-за этого вы, вероятно, не так часто общаетесь с другими музыкантами…»
Д.Д.: «Это верно, однако что-то может сработать, а что-то нет. Последние годы Queen отнимала у нас очень много времени. В самом начале, в процессе создания нашего первого альбома, мы стремились заинтересовать известные звукозаписывающие компании. Мы много работали, поэтому у нас не было времени, чтобы отдохнуть, взять нормальный отпуск и так далее. И мы по-прежнему очень заняты. Надеюсь, что через год или два у нас появится время для других проектов – например, для продюсирования других групп. И в зависимости от того, сработает это или нет, будет решаться вопрос, вернемся ли мы в группу (Смеется). На самом деле мы редко общаемся с другими музыкантами, так как предпочитаем работать в своем узком кругу. Не так давно мы познакомились с Thin Lizzy и теперь каждый день их узнаем. Они и сами дают полноценные концерты. В прошлом году, как вы знаете, у нас была одна или две группы поддержки – это Kansas и…»
И.: «Я слышал, что с Thin Lizzy вы не очень хорошо ладили…»
Д.Д.: «Да…на самом деле мы достаточно редко подходим к другим группам, если не выступаем вместе».
И.: «Это не наносит ущерб вашей группе?»
Д.Д.: «Возможно, возможно. Queen – это в некотором смысле изолированная группа, так как по большей части мы занимаемся только своими делами. Фредди в прошлом году немного поработал над продюсированием – он говорил об этом? (вероятно, речь идет о песне «Man From Manhattan» Эдди Хауэлла. – Прим пер.). Тогда, очевидно, это был наш максимум, потому что мы отдаем все наши силы и время группе».
И.: «Что скажите об участии Роджера?»
Д.Д.: «Он по большей части занимается перкуссией, но иногда находит время поучаствовать в других проектах».
И.: «Насколько я знаю, Роджер помог записываться группе Fox…»
Д.Д.: «Да, я кое-что знаю об этом. Всё началось в лондонской студии "Sarm", где мы работали в прошлом году. Там он встретил Кенни Янга, с котором довольно быстро подружился. Так вот однажды Янг попросил Фредди, Брайана и Роджера записать бэк-вокал для одного из его треков (сейчас считается, что Роджер Тейлор записал бэк-вокал к песне «Survival» с альбома «Tails of Illusion» 1975 года. – Прим. пер.). Интересно, кто-нибудь в этом году попросит нас вновь поучаствовать в записи? (Смеется) Возможно, мы столкнемся с Иэном Хантером в Торонто, потому что он там записывает свой студийный альбом, который продюсирует Рой Томас Бейкер, – тот самый парень, с которым мы записали наши первые четыре альбома. Может быть, он попытается заставить нас спеть, чтобы затем написать наше имя на обложке диска Хантера, что позволит тому продать несколько лишних копий» (Смеется).
И.: «Для каждого начинающего музыканта, бесспорно, очень важно найти достойных продюсеров. В самом начале молодые группы мечтают выступить на разогреве у какого-нибудь известного артиста, отыграть большое шоу в пабе. Вас, кажется, подобные мечты обошли стороной».
Д.Д.: «Да. М-м-м…это действительно странно, но мы никогда не противопоставляли себя другим группам по принципу курицы и яйца. Да, наш первый альбом был не таким успешным, каким мы ждали, однако мы всё равно не хотели зацикливаться на игре в клубах и пабах. Мы все, но особенно Фредди, чувствовали, что это не то место, где наши шоу будут работать».
И.: «Сейчас я нередко замечаю, что многие группы придерживаются этого же подхода».
Д.Д.: «Да».
И.: «Это и правда любопытно: если всё больше и больше групп придерживаются подобного подхода, это может привести к кризису клубной сцены».
Д.Д.: «Нет, нет. Такой подход не особо распространен сейчас. Многие группы, как вы говорите, теперь не хотят выступать в клубах, но я, честно говоря, не знаю, чем они в таком случае занимаются. Например, те же Lone Star» (валлийская хэви-метал-группа, образованная в 1975 году в Кардиффе. – Прим. пер.).
И.: «Ну, тогда, возможно, Fox…»
Д.Д.: «Не думаю, что такой подход слишком распространен. Лондонские пабы по-прежнему процветают, и я нередко вижу там различные молодые группы. Мне очень нравится наблюдать за группами в такой неповторимой атмосфере».
И.: «Вы ощущаете давление? Я имею в виду, что люди, возможно, ждут чего-то другого, чем то…»
Д.Д.: «Вы имеете в виду запись или концертное шоу?»
И.: «Когда вы только начинали, никто не думал о том, какой вы выпустите альбом. Тогда все знакомились с вами, а теперь ваши поклонники хотят услышать от Queen строго определенные вещи».
Д.Д.: «М-м-м…да, возможно».
И.: «Сейчас все говорят о группе Boston. Как и вы, они начинали в качестве группы поддержки, однако довольно быстро стали играть собственные шоу».
Д.Д.: «У них действительно хорошие шоу. Мы же начинали на более низком уровне, потому что в те годы у нас не было таких широких возможностей. Во время записи нашего первого альбома мы иногда играли в университетах и других подобных местах, куда приходили примерно 200-300 человек. Затем мы отправились в тур по клубам Англии – тогда мы собирали по 500 и более человек. Мы думали, что этот тур немного растопит лед, но в действительности всё продвигалось очень медленно. Теперь, впрочем, мы можем позволить себе гораздо больше – потому что людей приходит чуть-чуть больше» (Смеется).
И.: «Сегодня музыка входит в индустрию развлечений. Это бизнес, где сплетаются воедино творческие идеи и новые коммерческие подходы. Поэтому я думаю, что современные рок-звезды берут на себя роли настоящих кинозвезд, снимаясь в видеоклипах, ток-шоу и различных сценических постановках».
Д.Д.: «Это так. Наша группа всегда обращала внимание на визуальные эффекты – даже в свои первые дни. Я пришел позже остальных, примерно через шесть месяцев после образования Queen. Тогда они носили черные костюмы, но в этом, как оказалось, тоже была своя концепция, идея Фредди. Наш стиль развивался со временем, потому что мы стараемся не повторяться».
Продолжение следует…