Найти тему

Храм Святой Троицы в Хохлах

Лучше всего прийти сюда в погожий день – когда сверкает солнце, улыбается и храм. Рядом с приземистой трапезной уходит в небо стройный силуэт «восьмерик на четверике» с декором в нарышкинском стиле. В декоре из белого камня много самобытного: кудрявые наличники, полуколонны с крестиками в капителях… Над ними – изразцы с крохотными херувимами, главка и черный купол, оттеняющий сверкание ветвистого креста.

Декор восьмерика, фотография автора
Декор восьмерика, фотография автора

Все это – памятник материнской любви. На стене храма чудом уцелела полустершаяся надпись с историей его постройки: у Евдокии Чириковой, супруги окольничего, умерла четырнадцатилетняя дочь Неонила. Ради поминовения ее души, на средства безутешной Евдокии Авраамовны, 1 апреля 1696 года заложили церковь Святой Троицы в Хохлах с Владимирским приделом и трапезной (Хохловский переулок, №14с5). Девочка была двоюродной сестрой царицы.

Храм Святой Троицы в Хохлах, фотография автора
Храм Святой Троицы в Хохлах, фотография автора

На тот момент успел обветшать прежний каменный храм. В Троицкой церкви поминают инокиню Марфу – мать первого Романова-царя, поэтому возникла версия, что старое здание заложила именно она, в память о том, как в год избрания на царство сына (1613) ездила с ним в Троице-Сергиев монастырь.

Впрочем, купол Троицкой церкви находят уже на Сигизмундовом плане Москвы (1610 год). А в письменных источниках храм упоминают с 1620-го. С 1630-х стали прибавлять название урочища – «на Хохловке». Полтора века спустя, по этому урочищу, получил имя и Хохловский переулок.

Колокольня XVIII века, фотография автора
Колокольня XVIII века, фотография автора

Имя связывают с украинцами, якобы обитавшими в окрестностях. Впрочем, переписные книги (1671-72 годы) тут не фиксируют ни одного украинца. Зато в начале века рядом находился двор князя Хохолкова-Ростовского.

Уже в конце столетия напротив церкви, в каменных палатах, жил знаменитый дьяк Емельян Украинцев. Другой дом-сосед, как полагают, был построен для Авраама Лопухина. Лопухин стал отцом храмоздательницы Евдокии Чириковой и дедушкой Евдокии Федоровны – первой жены Петра I.

Дом Межевой канцелярии с палатами XVII века, принадлежавшими, предположительно, Лопухину
Дом Межевой канцелярии с палатами XVII века, принадлежавшими, предположительно, Лопухину

В следующем столетии дворов в округе стало меньше. Большинство прихожан были слугами, жившими в аристократических усадьбах и тогда, когда хозяева отсутствовали. Флигель палат Украинцева, теперь принадлежавших Голицыным, связывал с храмом деревянный «надземный переход».

Палаты Емельяна Украинцева, фотография автора
Палаты Емельяна Украинцева, фотография автора

К середине XVIII века относится двухъярусная колокольня и придел святого Дмитрия Ростовского. В 1820-х апсиду церкви перестроили в стиле ампир.

Ампирные веерные замки над алтарными окнами, фотография автора
Ампирные веерные замки над алтарными окнами, фотография автора

В XIX столетии во всем приходе осталось только четыре-пять дворов. Палаты Украинцева давно стали Главным архивом, а лопухинские – Межевой канцелярией, так что почти каждый прихожанин был или топографам, или архивистом.

Только один дом принадлежал купеческой семье, поэтому приход Святой Троицы в Хохлах славился феноменальной бедностью. Войдя в шестерку самых убогих приходов Москвы, он превратился в место «ссылки», ибо митрополит Филарет переводил сюда проштрафившихся клириков. На некоторый срок. Горькие пьяницы преображались в трезвенников и богомольцев.

Фотография автора
Фотография автора

Материальные дела поправил только трехэтажный доходный дом (1915 год)… а потом прогремела революция.

Закрыли церковь в 1935 году, чтоб разместить в ней «костную и черепную коллекцию» – директор музея антропологии специально попросил отдать для этого какой-нибудь упраздненный храм, вопрос-де

«получает огромное политическое и антирелигиозное значение»

Резолюция товарища Булганина была короткой:

«надо дать церковь».

Так погиб иконостас XVII века.

Старые интерьеры с фресками и иконостасом
Старые интерьеры с фресками и иконостасом

Последний серьезный ремонт проходил в 1888-89-х годах (архитектор Игнатий Залесский), и к 1960-м многочисленные арендаторы довели памятник до аварийного состояния.

Потом спохватились и начали реставрировать (И.И. Казакевич и Е.П. Жаворонкова), по фотографиям и аналогиям восстановили крест. К отделке интерьеров приступили уже в постсоветскую эпоху, когда храм передали общине верующих (1992 год). На тот момент он был нарезан на четыре этажа, во Владимирском приделе оказались туалеты, а в алтаре – душевая. Кирпич крошился, в колокольне зияли трещины, на стенах росли березки.

Колокольня в 1980-х
Колокольня в 1980-х

Время было безденежное, но как только у общины кончались средства на ремонт, мгновенно появлялись незнакомые жертвователи. Работы, в основном, завершили к 2003 году, восстановили и историческую ограду с воротами (по образцу тех, что построил здесь в 1882 году архитектор Павел Самарин). Около стен – пышный цветник и детская площадка.

Местоположение церкви
Местоположение церкви

В 2017 году случилось небольшое чудо: в храм вернулся один из херувимов, созданных в XVII столетии. Как полагают, ангельские изразцы знаменитый белорусский мастер Степен Полубес. В советские десятилетия, когда церковь раскурочили, разбитый изразец подобрал и склеил сосед-прохожий. Десятки лет шестикрылый лик с надписью «херувим» стоял рядом с иконами. На смертном одре находчик завещал дочери вернуть изразец в ту самую церковь.

Изразец с херувимом. С сайта храма.
Изразец с херувимом. С сайта храма.

Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!

#история #храмы #москва #история москвы #христианство #краеведение #архитектура #искусство #культура