Эта история произошла в годы Второй мировой войны на британском острове Джерси, который в октябре 1941 года был сдан гитлеровцам без единого выстрела. На ее основе пять лет назад вышел фильм "Сын другой матери". Болгарский актер Джулиан Костов сыграл в нем главную роль — роль русского пленного, спасённого жительницей Джерси.
Федор Бурый родился и вырос в Томске. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 22 года. Он ушел на фронт добровольцем, а уже осенью сорок первого, находясь в составе 166-й стрелковой дивизии, оказался в окружении. И попал в немецкий плен.
Джерси — это единственное место в Великобритании, где празднуется победа над Гитлером, потому что это единственное место, оккупированное в годы войны немецкими нацистами.
С жителями острова немцы обходились довольно гуманно: все ж таки британцы, а не поляки и не русские. Здесь не было массовых расстрелов, не было гетто, не было отправки рабов в Германию. Однако без жертв не обошлось.
С начала 1942-го сюда отправляли пленных. Сперва французов, чехов, поляков. Затем русских. Нацисты устроили на территории острова настоящий концлагерь: военнопленные с рассвета до глубокой ночи работали в каменоломнях.
Местные жители, увидев колонну узников, замирали в ужасе. Это были истощенные, обессилевшие люди с мертвыми лицами, в рваной одежде. Более полугода прожить, работая по 12 часов в подземелье, не удалось никому. В среднем срок жизни узника каменоломни составлял 3-4 недели — в зависимости от возраста и общего состояния на момент прибытия в Джерси.
Стоит отдать должное островитянам. Да, они не сражались в открытую с оккупантами, они позволили им занять Джерси без боя. Все же вели незримую войну с фашистами: партизаны помогали узникам концлагеря, рискуя собственной жизнью. Немцы издали указ, согласно которому каждый, укрывающий у себя беглого пленного, должен быть казнен.
Хотя остров маленький и бежать было особенно некуда, пленные то и дело перелезали через бетонную стену, огораживающие каменоломню, тем самым использовали последний и, надо сказать, весьма сомнительный шанс на свободу.
Одним из беглецов был Федор Бурый. Выбравшись за пределы лагеря, он пробежал несколько метров и оказался посреди голого поля. И в том самый момент мимо на перекладных ехали фермеры, которые, к великому счастью беглеца, оказались участниками Сопротивления.
Некоторое время он жил в доме Рене Ле Мотте. Когда стало известно, что за подпольщиками наблюдают коллаборанты, пришлось обратиться за помощью к Луизе Гульд.
Х
Она не была участницей Сопротивления. Но в самом начале войны на фронте погиб ее сын. "Я должна спасти сына другой матери", — сказала Луиза Гульд Мотте, когда тот попросил ее помочь русскому парню. И эти слова стоило понимать как согласие. Согласие на риск ради спасения незнакомого человека.
Он прожил в доме Луизы до весны 1945 года. Когда на Гульд написали донос о том, что она прячет русского, она переправила его к своей родственнице в Сент-Хельер. Там Федор примкнул к Сопротивлению.
До Победы Луиза не дожила. Сразу же после отправки Федора в Сент-Хельер в ее доме провели обыск, нашли немало доказательство пребывания беглого русского, в том числе самодельный разговорник английского. Луизу Гульд арестовали и отправили в Равенсбрюк. Она погибла в газовой камере за несколько недель до полной капитуляции Германии.
Федор Бурый прожил долгую жизнь. Умер в возрасте 80 лет в родном Томске.