У моей двоюродной сестры умер муж. Печальную весть мы получили вечером, а утром уже были в пути.
Прожила моя сестра с мужем больше полувека, очень любили они друг друга. Покойный души не чаял в своей лапушке, что было совершенно справедливо, так как сестра - редкой доброты и порядочности человек.
Помощь наша не понадобилась, когда мы приехали: всё уже было готово. Никто не бегал, не суетился, сидели возле покойного, тихонько плакали и вспоминали, каким добрым, любящим, честным и искренним был Михаил.
Я присела возле сестры. Уход любимого мужа она приняла, казалось, спокойно: возраст такой, что каждый отпущенный Богом день уже как награда, а у неё больное сердце.
Как только сестра начинала плакать, дочка к ней подходила и просила: «Мамочка, не плачь! Папа ушёл, а ты должна ещё пожить ради нас. И папа тебе так бы сказал».
Сестра успокаивалась немного, и мы потихоньку с ней шептались: она рассказывала о последних днях любимого мужа, расспрашивала меня о детях и внуках.
После отпевания подошёл к сестре высокий мужчина, наклонился, и сказал:
-Мама, музыканты приехали.
Я не сразу поняла, что это бывший зять сестры, с которым её единственная дочь развелась больше двадцати лет назад.
После похорон и поминок я все-таки спросила сестру, не ошиблась ли я? Может, это крестник её?
-Нет, не ошиблась,- подтвердила она. - Он и Мишу папой называл, и первому я ему позвонила, когда беда случилась. Зять тут же приехал, всё организовал, не отходил от меня, пока не прилетели дочка с внучкой. Они ведь в Москве живут, а он - рядом.
Бывший зять часто нас навещал, никогда в помощи не отказывал. Очень хороший человек. С дочкой они развелись - это их решение было, а с нами и с ребёнком он не разводился никогда.
-Он, наверное, один живёт?- спросила я.
-Нет. У него семья, двое деток. Жена очень хорошая. Приезжал к нам и с женой, и с детками. И дочку (единственную внучку сестры) свою никогда не забывал, они часто созваниваются, советуются, помогают друг другу.
-Но почему он тебя мамой называет до сих пор?
-По привычке, наверное. Когда они с дочкой поженились, оба были очень молодые, почти дети. Он нас сразу стал называть мамой и папой. Мы жили вместе, и я относилась к нему как к сыну, да я и сейчас к нему так же отношусь.
Вот это самое главное: относиться к невестке, как к дочке, к зятю - как к сыну. Согласны?