Сегодня поговорим о малоизвестных фактах о легком советском внедорожнике ГАЗ-69. Казалось бы, уж об этом легендарном автомобиле известно практически всё. Но некоторые вещи могут вас удивить.
Разработку легкого внедорожника начали сразу после Великой Отечественной. Первый ходовой прототип Э-1 отправился на испытания в 1947 году. В 1948 году появилось еще три ходовых прототипа под названием "Труженик". Вплоть до 1951 года инженеры и занимались совершенствованием конструкции, выпуская различные модификации предсерийного внедорожника.
Требования предъявлялись максимально жесткие. Ведь в первую очередь машину делали для армии. К началу серийного выпуска было создано 5 версий машины. Госкомиссия внимательно изучала все результаты испытаний, разбирая прототипы до последнего болта.
В итоге, серийный выпуск внедорожника, на горьковском автозаводе, начался только 25 августа 1953 года. А уже с декабря 1954 года, ГАЗ-69 начали собирать в Ульяновске. С 1956 года производство ГАЗ-69 полностью передали в Ульяновск. Где "козлика" собирали до 1972 года. За это время произвели 600 тысяч машин. Причем половина ушла на экспорт. Автомобили целиком или машинокомплекты поставлялись в 50 стран мира.
Кроме военных спецверсий, советские инженеры и конструкторы занимались и гражданскими модификациями внедорожника, которых сегодня наверное уже и не встретишь. Например, УАЗ-455, компактный самосвал грузоподъемностью 500 кг, с гидравлическим приводом подъемного механизма кузова.
При создании машины мощность двигателя подняли до 65 л.с., а заднюю подвеску серьезно усилили. Количество построенных мини самосвалов неизвестно.
Еще более интересной модификацией стал УАЗ-456 - седельный тягач. Специально под машину были изготовлены и полуприцепы.
Среди которых был рефрижератор и бортовой вариант. Встречались даже лесовозы. Необычные тягачи отправили на испытания в 1959 году.
Большого количества таких машин не выпускалось. В основном это были либо единичные прототипы, либо мелкосерийные партии машин.
Специально для коммунальных служб Москвы была выпушена своя версия довольно интересных машин. Техника работала зимой и летом. Подметая широкие тротуары от пыли мусора в теплое время года и очищая от снега и грязи те же тротуары в холодный сезон.
На базе "козлика" делали даже автопоезда. В частности в 1964 году специально для подземных шахт и тоннелей на рижской автобусной фабрике начали делать РАФ-983-725. Автопоезд для перевозки шахтеров. Основной особенностью такой версии внедорожника было наличие каталитического нейтрализатора в выхлопной системе, чтобы пассажиры автопоезда не задохнулись.
Кроме прочего, каждый прицеп был оборудован тормозом и поворотными колесами.
Считалось, что все ГАЗ-69 имели исключительно мягкую брезентовую крышу. Действительно с конвейера ульяновского автозавода в основном сходили именно такие машины. Но часть машин отправляли на авторемонтные заводы, где внедорожник официально получал жесткий верх. В частности такой переделкой занимался Тартуский авторемонтный завод. Где переделка машин была поставлена на поток. Внедорожник с жестким верхом даже получил собственный индекс ТА-24.
Экспортные ГАЗ-69 переделывались уже за границей. Довольно много внедорожников в свое время отправили в Исландию. Там переделку советских авто производили местные фирмы. Почти все машины сразу получали жесткий верх и другие доработки. Часть машин даже переделали под нужды пожарников и других специальных служб.
Техническая документация на машину в свое время передавалась в Румынию и Северную Корею, где выпускают свою версию "козлика" до сих пор. Еще одна экзотическая модификация советского внедорожника появилась в Сирии в 1965 году. Местная фирма закупила у СССР раму, шасси, двигатель, но без кузова.
А вот кузов делали сами, уже на месте. В итоге появился вот такой странный гибрид с кузовом Ленд Ровера и шасси ГАЗ-69.
В середине 60-ых начались активные поиски вариантов обновления ГАЗ-69. Началось создание различных прототипов, первые версии были в виде набросков на бумаге.
Затем несколько вариантов начали воплощать в виде макетов и ходовых образцов. Дизайнеры работали в трех основных направлениях.
К 1966 году ходовые образцы, в основном построенные на шасси того же ГАЗ-69, получили свой окончательный внешний вид. Новая модель советского внедорожника получила индекс УАЗ-469. Но запуск производства постоянно откладывали. Большие начальники очень сомневались, в необходимости замены невероятно успешного 69-ого.
В итоге, ГАЗ-69, который должен был уйти с конвейера во второй половине 60-ых, остался в серийном производстве вплоть до 1972 года, уступив свое место новой легенде. Но это уже другая история.
#отечественныйавтопром #авто #газ-69 #внедорожник #уаз #автомобильнаяистория #автомобильная россия