Найти тему
Автомобильная Россия

Неизвестный ГАЗ-69, который вы наверняка никогда не видели

Сегодня поговорим о малоизвестных фактах о легком советском внедорожнике ГАЗ-69. Казалось бы, уж об этом легендарном автомобиле известно практически всё. Но некоторые вещи могут вас удивить.

Разработку легкого внедорожника начали сразу после Великой Отечественной. Первый ходовой прототип Э-1 отправился на испытания в 1947 году. В 1948 году появилось еще три ходовых прототипа под названием "Труженик". Вплоть до 1951 года инженеры и занимались совершенствованием конструкции, выпуская различные модификации предсерийного внедорожника.

Сборка первых ГАЗ-69
Сборка первых ГАЗ-69

Требования предъявлялись максимально жесткие. Ведь в первую очередь машину делали для армии. К началу серийного выпуска было создано 5 версий машины. Госкомиссия внимательно изучала все результаты испытаний, разбирая прототипы до последнего болта.

-3

В итоге, серийный выпуск внедорожника, на горьковском автозаводе, начался только 25 августа 1953 года. А уже с декабря 1954 года, ГАЗ-69 начали собирать в Ульяновске. С 1956 года производство ГАЗ-69 полностью передали в Ульяновск. Где "козлика" собирали до 1972 года. За это время произвели 600 тысяч машин. Причем половина ушла на экспорт. Автомобили целиком или машинокомплекты поставлялись в 50 стран мира.

-4

Кроме военных спецверсий, советские инженеры и конструкторы занимались и гражданскими модификациями внедорожника, которых сегодня наверное уже и не встретишь. Например, УАЗ-455, компактный самосвал грузоподъемностью 500 кг, с гидравлическим приводом подъемного механизма кузова.

Самосвал ГАЗ-69
Самосвал ГАЗ-69

При создании машины мощность двигателя подняли до 65 л.с., а заднюю подвеску серьезно усилили. Количество построенных мини самосвалов неизвестно.

Самосвал ГАЗ-69
Самосвал ГАЗ-69

Еще более интересной модификацией стал УАЗ-456 - седельный тягач. Специально под машину были изготовлены и полуприцепы.

Седельный тягач ГАЗ-69 с рефрижератором
Седельный тягач ГАЗ-69 с рефрижератором

Среди которых был рефрижератор и бортовой вариант. Встречались даже лесовозы. Необычные тягачи отправили на испытания в 1959 году.

Седельный тягач ГАЗ-69 с бортовым полуприцепом
Седельный тягач ГАЗ-69 с бортовым полуприцепом

Большого количества таких машин не выпускалось. В основном это были либо единичные прототипы, либо мелкосерийные партии машин.

Специальный ГАЗ-69 для московских коммунальных служб
Специальный ГАЗ-69 для московских коммунальных служб

Специально для коммунальных служб Москвы была выпушена своя версия довольно интересных машин. Техника работала зимой и летом. Подметая широкие тротуары от пыли мусора в теплое время года и очищая от снега и грязи те же тротуары в холодный сезон.

ГАЗ-69 на московских улицах зимой
ГАЗ-69 на московских улицах зимой

На базе "козлика" делали даже автопоезда. В частности в 1964 году специально для подземных шахт и тоннелей на рижской автобусной фабрике начали делать РАФ-983-725. Автопоезд для перевозки шахтеров. Основной особенностью такой версии внедорожника было наличие каталитического нейтрализатора в выхлопной системе, чтобы пассажиры автопоезда не задохнулись.

Автопоезд для перевозки шахтеров в туннелях
Автопоезд для перевозки шахтеров в туннелях

Кроме прочего, каждый прицеп был оборудован тормозом и поворотными колесами.

Пассажирский вагон автопоезда РАФ-983-725
Пассажирский вагон автопоезда РАФ-983-725

Считалось, что все ГАЗ-69 имели исключительно мягкую брезентовую крышу. Действительно с конвейера ульяновского автозавода в основном сходили именно такие машины. Но часть машин отправляли на авторемонтные заводы, где внедорожник официально получал жесткий верх. В частности такой переделкой занимался Тартуский авторемонтный завод. Где переделка машин была поставлена на поток. Внедорожник с жестким верхом даже получил собственный индекс ТА-24.

ТА-24 с заводской жесткой крышей
ТА-24 с заводской жесткой крышей

Экспортные ГАЗ-69 переделывались уже за границей. Довольно много внедорожников в свое время отправили в Исландию. Там переделку советских авто производили местные фирмы. Почти все машины сразу получали жесткий верх и другие доработки. Часть машин даже переделали под нужды пожарников и других специальных служб.

Исландская версия ГАЗ-69
Исландская версия ГАЗ-69

Техническая документация на машину в свое время передавалась в Румынию и Северную Корею, где выпускают свою версию "козлика" до сих пор. Еще одна экзотическая модификация советского внедорожника появилась в Сирии в 1965 году. Местная фирма закупила у СССР раму, шасси, двигатель, но без кузова.

Сирийский вариант ГАЗ-69
Сирийский вариант ГАЗ-69

А вот кузов делали сами, уже на месте. В итоге появился вот такой странный гибрид с кузовом Ленд Ровера и шасси ГАЗ-69.

Странный сирийский гибрид ГАЗ-69
Странный сирийский гибрид ГАЗ-69

В середине 60-ых начались активные поиски вариантов обновления ГАЗ-69. Началось создание различных прототипов, первые версии были в виде набросков на бумаге.

Один из вариантов рестайлинга ГАЗ-69
Один из вариантов рестайлинга ГАЗ-69

Затем несколько вариантов начали воплощать в виде макетов и ходовых образцов. Дизайнеры работали в трех основных направлениях.

Прототип обновленного ГАЗ-69
Прототип обновленного ГАЗ-69
Предполагаемый ГАЗ-69 второго поколения
Предполагаемый ГАЗ-69 второго поколения

К 1966 году ходовые образцы, в основном построенные на шасси того же ГАЗ-69, получили свой окончательный внешний вид. Новая модель советского внедорожника получила индекс УАЗ-469. Но запуск производства постоянно откладывали. Большие начальники очень сомневались, в необходимости замены невероятно успешного 69-ого.

Одна из последних разработок нового советского внедорожника
Одна из последних разработок нового советского внедорожника

В итоге, ГАЗ-69, который должен был уйти с конвейера во второй половине 60-ых, остался в серийном производстве вплоть до 1972 года, уступив свое место новой легенде. Но это уже другая история.

#отечественныйавтопром #авто #газ-69 #внедорожник #уаз #автомобильнаяистория #автомобильная россия

Авто
5,66 млн интересуются