В 1963 году концерн Chrysler приобрел 63% акции французского производителя SIMCA (Societe Industrielle de Mecanique et Carosseries Automobile), в том же году SIMCA представляет новый седан среднего класса – SIMCA 1300/1500, который пришел на смену популярной модели Aronde. Дебют версии 1300 состоялся в марте 1963 года на Женевском автосалоне, а в октябре появилась версия 1500.
(Автор текста: Андрей Голубев (aka Anderson1977)
Разработка началась еще в 1957 году и была известна как проект “903”. По размерам машина располагалась между существующими моделями Aronde и Vedette/Ariane. Дизайн разработал Марио Ревелли. В результате получился вполне солидный внешне седан классической компоновки с весьма приятным, “воздушным” дизайном – салон имел большую площадь остекления.
Длина седана составляла 4246 мм, ширина – 1580 мм, высота – 1420 мм. Колесная база – 2520 мм. Вместимость багажника – 340 литров. Масса в зависимости от модификации составляла от 960 до 1080 кг.
Как можно догадаться по названию, модель на выбор оснащалась двумя 4-цилиндровыми моторами – от модели Aronde ей достался двигатель объемом 1290 см3 мощностью 54 л.с., а также 1482-кубовый мотор мощностью 69 л.с. Версия 1300 развивала максимальную скорость 132 км/ч, а версия 1500 – 147 км/ч. SIMCA 1300 расходовала топлива в среднем 10 л/100 км.
Внешне две модификации можно было различить по оформлению радиаторной решетки. У версии 1300 было 9 горизонтальных и 3 вертикальных перемычки, а у версии 1500 – 11 горизонтальных. Также версия 1500 получила хромированные молдинги на боковинах кузова.
За техническую часть проекта отвечал инженер Рудольф Грушка. Шасси не было каким-то откровением, всё было весьма традиционным. Спереди стояла независимая рычажно-пружинная подвеска, сзади – зависимый жесткий мост. Тормоза всех колес были барабанными. Спортивной управляемостью машина не могла похвастать, но подвеска была весьма комфортной и успешно справлялась не только с гладким асфальтом, но и со средним уровнем неровностей. Коробка передач – механическая 4-ступенчатая, при этом четвертая передача была прямой. Емкость топливного бака – 55 литров.
По своим размерам и энерговооруженности автомобиль попадал в очень насыщенный класс семейных седанов. Из французских конкурентов можно, пожалуй, назвать лишь две модели – Peugeot 404 и Panhard 24CT. Впрочем, несколькими годами позже подоспели еще конкуренты-земляки – заднемоторный Renault 10 и Peugeot 304.
Зато в соперниках из других стран недостатка не было – можно вспомнить такие модели как Alfa-Romeo Giulia, Austin A60 Cambridge, BMW 1500, FIAT 1300 и 1500 (а в 1966 году появился такой хорошо нам известный автомобиль, как FIAT 124), Ford Taunus P4, Lancia Fulvia, Opel Rekord A. От конкурентов SIMCA выгодно отличалась хорошей вместимостью, удобной посадкой благодаря широким дверям, а также аккуратной сборкой, хорошей шумоизоляцией.
В 1963 году за SIMCA 1300 просили 7800 франков, за SIMCA 1300 Grand Luxe – 8600 франков, а за версию SIMCA 1500 – 9550 франков. Много это или мало? Мне удалось раздобыть информацию о стоимости некоторых конкурентов на французском рынке, судите сами. В том же 1963 году Panhard-Dyna PL17 стоил от 7000 до 8100 франков за седан (универсал оценивали в 9800 франков, а кабриолет – в 12000 франков), Alfa-Romeo Giulia TI во Франции стоила 17500 франков, BMW 1500 – 16800 франков, в 1962 году Ford Taunus 17M продавали за 10317-10767 франков (2/4-дверный), Peugeot 404 стоил 9150 франков (правда, не удалось выяснить, в каком именно году).
В 1964 году подоспело подкрепление в лице не менее добротного и симпатичного универсала. Сначала появилась версия 1500 Break, а в 1965 году стали продавать и более доступную версию 1300 в 5-дверном исполнении.
Универсал имел интересную особенность – стекло на его задней двери могло опускаться вниз, и уже в таком положении дверь откидывалась вниз. А версия 1500 Familial получила дополнительные два детских места в багажнике и откидывающийся сегмент крыши в задней части.
До 1966 года собрали 712 239 экземпляров SIMCA 1300/1500, после чего модель была модернизирована и получила обозначение SIMCA 1301/1501. Новинку представили публике в октябре 1966 года (журналистам модель показали чуть раньше — 31 августа). Двигатели остались прежними, а основной упор при модернизации уделили кузову. Он стал длиннее на 6 см в передней части и на 15 см в задней части, благодаря чему обрел немного более стремительные очертания.
Сзади появились более современные прямоугольные фонари вместо круглых, а объем багажника увеличился до 400 л. Решетка радиатора спереди стала черной взамен хромированной. В салоне полностью обновилась панель приборов, на которой появился ленточный спидометр, впрочем, считывать показания стало сложнее.
Предлагалось три варианта исполнения – LS, GL и GLS, отличающихся уровнем оснащения и отделки. Уровень комфорта и ходовые качества позволяли конкурировать и с более молодыми соперниками, коих в конце 1960-х — начале 1970-х появилось немало – это и Citroen GS, и Ford Cortina’70, Volkswagen K70, Opel Ascona, FIAT 124, Triumph Toledo, Mazda 616, Toyota Carina, Audi 80, Morris Marina. SIMCA 1301/1501 по-прежнему была надежным, доступным и необременительным в эксплуатации автомобилем, хорошо подходящим для консервативных покупателей.
В марте 1967 года на базе универсала была создана грузопассажирская версия 1301U. В 1968 году двигатель на SIMCA 1501 стал развивать мощность 81 л.с., скорость выросла до 160 км/ч.
В сентябре 1969 года SIMCA 1501 перенесла рестайлинг, затронувший переднюю часть кузова. В 1970 году двигатель на SIMCA 1301 модернизировали и стали предлагать в двух вариантах – 60 л.с. (140 км/ч) либо 70 л.с. (152 км/ч). Вариант 60 л.с предлагали до 1971 года, а вариант 70 л.с. в 1973 году его мощность упала до 67 л.с. Тогда же мощность двигателя SIMCA 1501 упала до 73 л.с. (скорость упала до 142 км/ч). Связано это было с уменьшением степени сжатия двигателей ради снижения расхода топлива – как раз в том году грянул печально известный Топливный кризис 1973 года.
В 1972 году модель пережила очередную модернизацию, затронувшую интерьер и механические узлы. Ну, а в 1975 году на смену этой заслуженной машине пришла её сменщица – SIMCA 1307/1308/1309, чей облик прекрасно знаком всем жителям бывшего СССР – ведь именно её дизайн был положен в основу Москвича-2141. Однако, выпуск универсалов 1301/1501 продолжали до января 1976 года.
Сейчас об этой модели, кроме как в самой Франции, мало кто помнит. А в своё время она была вполне популярной и конкурентоспособной.
Благодарим автора текста Андрея Голубева за возможность публикации (подписывайтесь на автора в Drive2 Anderson1977)