Найти тему
Кот, плывущий по реке

Вода в Волго-Донском канале, оказывается, течет из Дона в Волгу, а не из Волги в Дон.

Позориться сейчас буду. Перед всеми. Признаваться в своём дремучем невежестве. А еще туда же, в университетах мы учились, на исторических отделениях... Край родной люблю всей душой и интересуюсь вроде...

Всех предупреждаю сразу: ничего умного или полезного тут нет и не будет. Ни в отдельно взятой статье, ни в целом на канале. Пенсионерка ведет свой дневник и излагает свои мысли. Некоторым кажется, что излагает коряво, да и мысли то-так себе. Нередко вдаряется в какие-то идиотские воспоминания, кому они нужны. Нуднятина, одним словом. Дальше можно не читать и не тратить на меня своё драгоценное время, особенно на комментарии.

Короче, про существование Волго-Донского судоходного канала я знала, наверное, всегда. Он рядом и он - есть. Как в Красноармейский район ехать, а там есть понятие "ЗАканалье", так этот самый канал и переезжаешь по мосту. У меня студенческая подружка жила как раз в ЗАканалье. Пару лет назад покупали дом друзьям, в поселке, который на берегу этого самого канала. Никогда не забуду этого: смотришь в окно дома, степь да степь кругом вроде бы, и вдруг через степь плывет ТЕПЛОХОД. Вот так. Воды канала в окно не видно, видно, как по степи шпарит теплоход.

А про то, что какие-то там шлюзы, я не задумывалась. Есть и есть. При автобусно-автомобильных поездках канал выглядит вот так:

Ничего особенного.
Ничего особенного.

И тут меня понесло на эту экскурсию. Точнее, уже нас. С Ольгой. Об этом началось тут. И вот после всех этих мелких неудач и севшего телефона жизнь развернулась ко мне своей лицевой стороной. Нас провезли на причал и посадили на теплоход. И поплыли мы в сторону шлюза.

Тут-то я и ощутила всю необходимость наличия "собутыльника" рядом. Все фотографии про шлюз сегодня - Ольгины. Она спасла эту поездку. Украсила её своим присутствием и своими фотографиями.

Поехали. Точнее, поплыли. Информация будет - из узнанного от Татьяны Михайловны из музея, фотографии - Ольгины, мы с ней метались по теплоходу от борта к борту.

Вот вам и клетчатая рубашка!
Вот вам и клетчатая рубашка!

Так вот, почему я деревня-то дремучая: зная про наличие Волго-Донского канала я почему-то была в слепой и твердой уверенности, что прорыли канаву от Волги к Дону, Волга шире и мощнее, ну часть воды из Волги в Дон-то и потекла себе. А что?

А то. Поднимите руки, кто еще думал так, как я? Для моего морального удовлетворения. Вода в Волго-Донском канале - Донская. Вот почему:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE-%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Volga_don_canal_Profile.jpg
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE-%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Volga_don_canal_Profile.jpg

Тут-то мне и стало понятно, что из Волги в Дон ничего б не потекло. И Из Дона в Волгу - тоже. Потому что канава должна быть не только длинной, но еще и глубокой настолько, что забодаешься копать. И воду в канал накачивают из Дона, мощными насосными станциями. НАКАЧИВАЮТ, а не сама она туда течёт!

"А мужики-то не знают!" И по этой причине прорыть канал тут пытались давным-давно и не раз. Ну заманчиво ж: прокопать, казалось бы, нет ничего, зато из Дона можно будет попасть в Волгу-Матушку, а тут уж - водный путь на пол-Руси.

Спутниковая карта канала
Спутниковая карта канала

Сначала - турки ... Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил Касим-пашу с 22 тысячами солдат вверх по Дону до переволоки с целью прорыть канал между двумя реками. Тем не менее всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать.

Потом, конечно же, Пётр I не мог пройти мимо такого грандиозного проекта. При нём один иностранный специалист за это дело взялся, потом осознал, что что-то тут пошло не так, скоммуниздил денежки и смылся. Всё как всегда...

Вернулись к мыслям о канале при Советской власти, но в планы вмешалась Великая Отечественная. А после войны, в феврале 1948 года, уже начались земляные работы. Обязательно надо в этот музей ещё раз, обязательно! Потому что сухие строчки в википедии о том, что строили канал столько-то военнопленных, столько-то русских заключенных, столько-то всяких комсомольцев и вольнонаемных - это ни о чём...

Вот так - гораздо лучше. Когда ты видишь эти засаленные телогрейки, эти тачки, эти старые фотографии...

Мало просто бродить от стенда к стенду. Нужна тут Татьяна Михайловна со своими живыми рассказами. Фотография простой русской женщины... Эта женщина ездила по селам и фермам области, собирала молоко и свозила эти фляги на молокозавод. Сразу - картинки из детства, большие алюминиевые фляги на телеге деда... Но раз у этой женщины молоко во флягах скисло. Я вообще не знаю, как можно было летом успевать довезти это молоко не прокисшим, по нашей-то жаре! Всё, осуждена на шесть лет и вперед, на строительство канала. Таких историй у Татьяны Михайловны не одна и не две. И про военнопленных, и про заключенных, и про вольнонаемных. И о том, как самым первым настоящим БЕЛЫМ хлебом сначала кормили военнопленных. А наши вольнонаемные питались на одном уровне с нашими заключенными, и белый хлеб увидели еще не скоро. Военнопленным обещали за хорошую работу возвращение на Родину. Был стимул работать.

За что работали наши люди? За идею? Во имя счастливого будущего? За трудодни? Под знаменем Ленина-Сталина к победе коммунизма!

Люди канал строили. И построили. Как-то радоваться жизни умели, быт свой обустраивали. В музее много предметов прошлого времени.

Пока канал строили, само собой, влюблялись, создавали семьи, создали трудовые династии:

Чувства такие возникают... Противоречивые. Одновременно и обида за свой народ, ну как же можно-то относиться к людям хуже, чем к военнопленным! И вдруг - гордость какая-то. Какую махину выстроили!

А как строили... Третий день после поездки читаю и смотрю про Волго-Донской канал, про его строительство. Если про все писать буду, недели не хватит. Если интересно, некоторые ссылки вот:

Историческая съемка! Видно, как слились воды Дона и Волги. И первый шлюз, и монумент Сталину, и разрезали ленточку, и первый теплоход, конечно же, "Иосиф Сталин", начал свой триумфальный путь через шлюзы...

Как можно было всё это придумать и продумать, рассчитать, в расчетах не ошибиться, собрать все это в единую систему, и система четко работает до сих пор?

13 шлюз, последний, и посёлок Пятиморск. Почему ПЯТИморск-то, когда моря тут ни одного? Потому что благодаря каналу пять морей теперь, Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное теперь связаны воедино! Про Пятиморск можно посмотреть вот тут. Я еще раз поеду смотреть это своими глазами.

Вот у меня какой город Волгоград! Сама не представляла, сколько у нас тут всего-всего самого большого и самого важного!

Мы с Ольгой на теплоходе идём через шлюз. Ребята, непередаваемые ощущения! Позади теплохода "закрытие дверей". Нас предупреждают, чтобы мы не хватались руками за бетонное ограждение шлюза или как его назвать-то? После этого предупреждения сразу хочется высунуть руки за теплоход и похвататься за что-нибудь. И необъяснимое чувство, когда ты опускаешься вниз, а перед глазами - мокрая стена...

С другого борта вот такая картина:

Вода в шлюзе сброшена, открываются "ворота" и мы выходим из шлюза:

Двухчасовая прогулка на теплоходе по каналу перекрыла все недостатки этой экскурсии. Тут уже не звучало "быстренько-быстренько". Никуда с теплохода не денешься. Расслабься и наслаждайся видами:

Едешь по каналу, и в голове не укладывается, что вот это всё сделано людскими руками. Что камни всё-таки, несмотря на огромное количество мощной техники, укладывались вручную...

Шлюз проходить было очень интересно в первый раз. Во второй на обратном пути - уже не так. Наверное, если проходить все шлюзы, то это уже будет обыденностью.

Мы вернулись на причал...

-13

Чувство одно - дня мало. Надо приехать еще, без экскурсии, самостоятельно. И обойти и Пятиморск, и парк, и музей.

Не подвела бы погода. Оля, поехали?