Найти тему
Московская беседка

Любовь земная и любовь небесная

О спектакле Коляда-театра "Детство" по одноименной повести Максима Горького, показанного в рамках фестиваля "Горький в парке Горького" (16-18 сентября 2022, Москва)

Афиша спектакля
Афиша спектакля

Любовь к книгам я унаследовала от мамы. Помню, как она всегда говорила, что именно Диккенс и Горький научили ее человечности. Вот о человечности Алексея Максимовича Горького сегодня стоит поговорить.

Жизнь у «пролетарского писателя» сложилась очень тяжело. Его так часто били в детстве, что со временем он перестал ощущать физическую боль. «Маленьких всегда бьют? - спрашивал я; бабушка спокойно отвечала: - Всегда». Спокойно отвечала. Боль и унижение слабого были обычным делом. Само собой разумеющимся. «Всегда».

Выросших среди диких, жестоких людей, привыкших вымещать обиду, злобу и боль на беззащитных — женщинах и детях, Горький так и не научился мириться с насилием и несправедливостью. Истинный гуманист, он всю свою жизнь, на родине и в эмиграции, в Советской России и России дореволюционной, пытался противостоять злу, обличенному силой и властью. Иногда его голос слышали, чаще — игнорировали, но Алексей Максимович был настоящим писателем, а это значит — всю силу и мощь литературного таланта посвятил тому, чтобы разбудить благополучно спящие души, чье безразличие позволяет творить преступления, дать почувствовать безысходную боль беззащитного человека, которому не от кого ждать помощи, потому что маленьких бьют всегда.

Алексей Максимович Горький
Алексей Максимович Горький

Состраданием наполнена повесть «Детство», которая во многом автобиографична. А вот сценическое прочтение Николая Коляды наполняет произведение новыми смысловыми и эмоциональными оттенками.

Инсценировка сделана очень умело и по-театральному деликатно: на сцене только Бабушка и Алеша, причем мальчика играет мальчик (Лева Рыков). Никаких драк, порок, никаких жестокостей. Она укладывает его спать и, как водится, рассказывает на ночь сказки про чертей, беседует о Боге, вспоминает свою долгую тяжелую жизнь, и сцены насилия теряют натуралистическую окраску, а словно бы растворяются, смягчаются в дымке далеких воспоминаний.

-3

Разговоры Бабушки с внуком наполняют собой все временное и сценическое пространство спектакля. Длинными зимними ночами под звуки Бабушкиного голоса перед глазами маленького Алеши встают картины правдивые и сказочные, мировоззренческие и поэтические.

-4

Но Бабушка и внук — не единственные персонажи. Рядом еще одна пара: родители Алеши, которых он почти не застал. Молодые муж и жена находятся в постоянном безмолвном сценическом диалоге друг с другом. Они наполнены взаимной любовью, трепетной и нежной, и полностью погружены в созерцание.

-5

Бабушка рассказывает, как «раньше-то часами истязали! Меня дедушка однова бил на первый день Пасхи от обедни до вечера. Побьет – устанет, а отдохнув – опять. И вожжамии всяко. – За что? – Не помню уж», а в это же самое время на сцене двое любуются друг другом, и столько нежности в их взорах, столько света в очах, что не только невозможно оторваться, но и уже не знаешь, кто на сцене более интересен: самобытная Бабушка — театр одного актера, яркий, разносторонний, или влюбленная пара, наполненная молчаливой любовью и пронизанная красотой этой необыкновенной любви.

-6

Что бы они ни делали: ужинали картошечкой, перематывали нитки в клубок, спали на коленях друг друга, умывались и складывали вещи — все обычные будничные действия наполнялись особым смыслом: уже не семейный быт перед нами, а библейское бытие, и Адам и Ева в райском саду, где нет ни боли, ни страданий, ни смерти, ни болезней, а только блаженство, предстояние, желание и предвкушение огромной любви, дарованный двоим на земле.

-7

Александр Кучик (Отец) и Вера Вершинина (Мать) достигают сфокусированности на своих персонажах без единой реплики, но исключительно пластическими средствами: жестами, мимикой, особыми плавными движениями, благородными позами, внутренним светом, озаряющим лица. Очень высокий класс актерской игры, недюжинный талант: на протяжении всей пьесы присутствовать на сцене совершенно молча, при этом постоянно играя. Даже не играя, и живя друг для друга.

Слушая Бабушкины речи, все время ловила себя на мысли, что, вероятно, перед нами молодожены, если не жених с невестой; пройдет немного времени, и этот нежный жених начнет так же молотить свою красавицу, как дед бабку. И грустно становилось от этого сознания.

-8

Но нет. Выясняется, что через всю супружескую жизнь люди пронесли любовь друг к другу, не скатились в звериные отношения, сберегли свет очага. Тонкость постановки Николая Коляды в том, что обе пары несут одинаковую сценическую нагрузку: родители Леши не являются фоном говорящей Бабушки, они такие же красноречивые персонажи, как и говорящие актеры. Все вместе артисты создают единую ткань спектакля, утверждая, что есть на земле большая любовь, нежные сердца, которые не звереют. Есть и другая жизнь, не все безотрадно, и маленьких бьют не всегда.

-9

Николай Коляда с удивительным талантом и верным чутьем художника создал просветленный художественный образ неоднозначной жизни, где рядом со страданием, злом и болью светят радость и понимание, легкость и большая надежда. Светлая, печальная музыка, вполне подходящая для иллюстрации какой-нибудь великосветской любви, подчеркивает утонченность двух людей, созданных друг для друга. Значит надежда и свет не покинули грубую и безотрадную земную жизнь и поселились в маленьком мальчике, их сыне, вобравшим красоту и мощь русской земли, воплотившихся в его слове.

Николай Коляда
Николай Коляда

В финале спектакля небесная любовь Алешиных родителей сливается с небесной любовью Бабушки к своим умершим детям. Выразителен ее плач, так тихо и светло, без надрыва и рыданий, вспоминает она детей: «Ведь у меня восемнадцать было рожено; кабы все жили, — целая улица народу, восемнадцать-то домов! <...> да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Финальный монолог Бабушки — огромная удача сильной трагической актрисы Татьяны Буньковой.

-11

Самоотверженная материнская любовь Бабушки и светлая любовь родителей интонационно и поэтически сливаются в одну великую самоотверженную любовь, по своей силе подобной Любви Небесной. Любовь земная как высшее проявление человеческого в человеке. Любовь как проявление гуманности и воплощение Божественного промысла на земле. Любовь как естественное противопоставление насилию и смерти.

#театр #современныйтеатр #современноеискусство #классическаялитература #актерскоемастерство #коляда