Цвет - классная штука, которая, как нам кажется, влияет на наше мироощущение, деятельность, да и жизнь вообще. Яркая толстовка добавляет оптимизма, черный свитер позволит спрятаться.
Но объективно оценить влияние красного, зеленого, желтого, черного и пр. никто из ученых не смог (физики не изучают влияние цвета, речь идет о гуманитариях и естественниках). Все исследования сделаны на основе маленьких выборок - групп людей по 10-100 человек. Поэтому то, что верно в отношении 100, не может быть верным для миллионов.
Откуда же берутся представления о том, что розовый вызывает нежность, белый связан с чистотой? На белой одежде врачей заметна грязь, поэтому ее часто меняют; возникшая ассоциация чистоты белого не имеет ничего общего с реальной чистотой - отсутствием микроорганизмов. И невеста в белом может быть бесконечно далекой от чистоты отношений.
В культуре есть закрепившиеся шаблоны значений цвета, берущие свои истоки в древности. Важно понимать, что смыслы, однажды возникнув, менялись, исчезали, появлялись вновь в искаженном виде. Но они, все равно, узнаваемы. И, взглянув смыслам цвета "в лицо", мы лучше поймем себя, примем и свои изменения.
Чтобы понять механизмы формирования смысловых шаблонов палитры, надо смотреть в историю цвета.
Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый.
Сегодня поговорим о фиолетовом цвете в архитектуре.
Архитекторы Древнего Востока были весьма благосклонны к фиолетовому - вспомните Запретный город китайского императора, о котором мы говорили тут.
Для Востока пурпур был выражением соединенной мощи силы неба - синего и мощи жизни - красного.
На Западе, в Европе полноценная жизнь архитектурного фиолетового началась только в Средние века – в витражном остеклении. Самым известным примером служат витражи «Розы Франции» Шартрского собора и «Розы Парижа» Нотр-Дам. В колористике соборов этот цвет применяли, конечно, в соответствии с религиозной символикой.
В начале XX в., после изобретения методов искусственного синтеза пигментов, этот цвет массово вошел в традиции интерьерного дизайна - шторы, обои, ковры окрашивали в любые цвета, в согласии с модой. Изумрудный сменялся густо-синим, фуксией и, конечно, фиолетовым. Высокая цена больше не была ограничением для выбора колористического дизайна внутреннего убранства домов и для внешних колористических решений.
Теперь, XXIв. в оттенков фиолетового множество – они чрезвычайно разнообразны. Некоторые подходят для жилых помещений, другие – для служебных.
Так, на кухне дизайнеры предлагают использовать более яркие оттенки: итальянская керамика, муранское стекло, посуда, текстиль.
В спальне чаще применяют иссиня-фиолетовые как «обладающие» внутренним спокойствием и безмятежностью.
Для ванной комнаты выбирают эпатирующие оттенки «баклажан» или «сирень», для столовой – «вкусный» виноград, для кабинета – «вино», для девичьих детских – «лаванда» с розовым.
Никто не отменял и температурные шаблоны применения цвета: «холодные» оттенки пурпура вписывают в южные помещения, «теплые» – в северные.
В следующий раз заключительная история фиолетового - о его "психологических" значениях.