Приходилось ли вам подписывать какое-либо обязательство жить по определенным стандартам? Вы или ваши родители, возможно, подписывали листок бумаги, содержащий обещание следовать школьным правилам. На работе вы могли подписывать бумагу, по которой вы обязались осуществлять политику компании. Вступая практически в любую организацию, вы должны придерживаться принятых в ней норм.
Помню, когда я крестился. В тот воскресный вечер, когда я отложил книжку с гимнами и вышел перед аудиторией, меня прошибла дрожь, ладони покрылись испариной, а ноги стали ватными. Когда я вышел из воды, никто не просил меня подписывать что-либо, где говорилось бы, что я буду жить в соответствии с нормами церкви. Но это не говорит о том, что таких норм в церкви не существует. Они существуют. Бог обязывает нас соответствовать определенным стандартам. Он ждет, что мы будем вести себя как Его дети.
В последней части своего письма к эфесянам Павел выдвигает некоторые основные нормы церковной жизни. Он описывает жизнь, которой надлежит жить христианину.
В своих письмах Павел всегда следовал определенному плану: первой у него, как правило, идет часть, посвященная учению, а затем практическая часть. Первые три главы Послания к Ефесянам целиком и полностью посвящены учению. В главах же с 4 по 6 Павел меняет тему с теоретической на практическую: как жить во Христе.
Еф. 4:1 служит мостиком между теоретической и практической частью: “Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны”. Мне нравится, как в Современном Переводе Библии переведена эта фраза: “Итак, я, узник за то, что принадлежу Господу, призываю вас жить так, чтобы быть достойными зова, который достиг вас”. В главах 4-6 Павел описывает, что это предполагает. Он раскрывает, что это значит - жить так, как свойственно Божьим людям.
ПОСТУПАТЬ ДОСТОЙНО
У Павла были сильные убеждения относительно христианской жизни. Он пишет: “Итак я... умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны”. Греческое слово паракалео, употребленное Павлом и переведенное здесь как “умоляю”, выражает его глубокую и бесконечную озабоченность.
Когда я учился в старших классах средней школы, я часто вел себя так, будто я все знаю. В этот период моей жизни я то и дело спорил с отцом. Однажды, когда отец был в командировке, он прислал мне письмо, в котором сравнивал жизнь со спортивной игрой. Несколько лет назад я нашел это письмо. Бумага пожелтела и обветшала, чернила выцвели, но настоятельность его не потеряла своей силы. И теперь было очевидно, что в это письмо отец вложил душу.
Павел вложил душу в свое письмо эфесским христианам. Он со всей настойчивостью призывал церковь жить достойно своего призвания. Почти два тысячелетия прошло с тех пор, как было написано Послание к Ефесянам, но оно ничуть не потеряло своей актуальности.
Этот призыв жить достойной жизнью так же современен, так же силен и так же необходим сегодня, как и во время написания письма.
Вы наверняка заметили еще одно ключевое слово: “достойно” (греч. аксиос). Что оно означает? Мы с церковью иногда устраивали в парке пикники или просто собирались для того, чтобы поесть мороженого. Взрослые играли в волейбол, а дети качались на качелях, представлявших собой доску, положенную на бревно. Для того, чтобы качаться на ней, не требуется большого умения, но для этого необходимы два противовеса. Одному на ней не покачаться. Чтобы концы доски попеременно поднимались и опускались, нужны двое. Такие качели действуют только тогда, когда на каждом конце доски, уравновешивая ее, сидит человек.
В слове аксиос, выбранном Павлом, заключена та же идея. Буквально это слово означает: “то, что уравновешивает”. Павел настаивает на необходимости равновесия между учением и практикой. Сначала он останавливается на том, что сделал для нас Христос, кем мы являемся во Христе и что мы имеем во Христе. Но этим он не хочет сказать, что знания учения достаточно. Мы должны знать, кто мы есть, для того, чтобы поступать соответственно.
Главы с 4 по 6 показывают нам, как себя вести в соответствии с тем, кем мы являемся. Слова Павла описывают Божьих детей и что значит жить в реальном мире достойно Божьих детей. Вот краткий план содержания этих трех глав:
1. Согласие (Еф. 4:1-16). В первую очередь заботьтесь о сохранении единства в теле Христовом.
2. Святость (Еф. 4:17—6:9). Серьезно стремитесь к благочестию в повседневной жизни.
3. Сопротивление (Еф. 6:10-23). На каждом шагу ожидайте козней дьявольских.
На одном конце качелей - знание о церкви. Сюда входит усвоение понятия благодати, осознание необходимости в искуплении, восхищение тайной и размышление о силе, необходимой для того, чтобы измерить любовь Спасителя.
А что же на другом конце качелей? Как насчет того, чтобы поступать достойно Божьей церкви? Почему в ней до сих пор есть место сплетням? И духу осуждения? А что нам делать со словами, которые разрушают, а не созидают? Как мы можем наслаждаться проповедью о любви Христовой к нам и без всякой любви относиться к мужу или жене? Как мы можем петь песни, в которых есть слова вроде “Господи, я превозношу Твое имя”, а затем проявлять неуважение к родителям, которых Господь дал нам?
Вы поняли, о чем ведет речь Павел? Мы призваны не только для того, чтобы знать то, что должны знать Божьи люди, но также и для того, чтобы жить так, как должны жить Божьи люди.
ЗВАНИЕ
Прочтите еще раз слова: “Итак, я узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны”. Мы уже видели, что Павел воспользовался словом “умоляю” (или “призываю” - Современный Перевод), чтобы передать всю настоятельность своего призыва. Слово “достойно” относится к равновесию, достигаемому между учением о том, кто мы и что мы имеем во Христе, и тем практическим изменением, какое наше призвание совершает в нашем образе жизни.
Давайте исследуем еще одно слово: “звание” (греч. клесис). Павел призывает: “поступать достойно звания, в которое вы призваны”. Слово “звание” происходит от глагольного корня, который имеет значение обращения одного к другому, с целью подозвать его поближе. В моем детстве, когда мама заканчивала готовить обед, она обычно звала нас. Она хотела, чтобы семья собралась вместе, чтобы поесть. Таков и основной смысл этого глагола. Как христиане, мы ответили на призыв Бога. Он обратился к нам через Свое Слово и через Своего Сына, потому что Он хочет собрать всех нас к Себе.
В Новом Завете глагол “звать”, от которого произошло рассматриваемое нами слово “звание”, употребляется и тогда, когда человеку дается определенное имя. Иосифу сказали, что Мария родит сына и что сына следует назвать Иисусом (Мф. 1:21). Когда мы послушно откликаемся на призыв Иисуса, Бог дает нам новые имена или определения. Он зовет нас “святыми”, “сыновьями и дочерьми”, “чадами”, “искупленными”, “сонаследниками Христу”, “Своим творением”, “Своим домом” или просто “Своими”.
Тот же глагол появляется, когда кого-либо назначают выполнять определенные обязанности. Павел говорил, что он был “призван” стать апостолом (Рим. 1:1). Бог избрал Павла для выполнения определенной задачи. Наше призвание также включает обязанность: мы спасены, чтобы служить. Бог освятил нас, отделив от мира, для того, чтобы мы представляли в нем Христа.
Третий вариант употребления глагола “звать” относится к приглашению на пир. В Мф. 22 Иисус рассказал притчу о брачном торжестве. Царь приготовил большой пир. Он послал своих слуг звать людей на празднество. Во Христе мы получили персональное приглашение на праздник Божьего царства. В Отк. 19:9 говорится: “Блаженны званные на брачную вечерю Агнца”.
Наконец, в Новом Завете слово “призывать, звать” относится к вызову в суд. Петра и Иоанна призвали в синедрион (Деян. 4:18). Павел был призван перед Феликсом (Деян. 24:2). Призвание может относиться к повестке, требующей явиться перед судьей для предоставления отчета. Разве это не часть нашего призвания? Нас призвали явиться перед Судьей всех судей.
Все эти дополнительные оттенки смысла слова “призывать” присутствуют в том его значении, когда “обращаются к кому-либо, чтобы подозвать поближе”. Бог делает это, называя нас сынами и дочерьми. Он приближает нас к Себе, призывая служить. Он приближает нас тем, что дает персональные приглашения на свадебный пир Агнца. Еще более мы приближаемся к Нему, когда предстаем, отвечая на вызов, перед Судьей по окончании нашей жизни.
“Христиане, живите в соответствии с призванием. Живите, как должно жить призванным Богом. Не забывайте, кто вы. Живите достойно своего звания”, - вот главная мысль Послания к Ефесянам.
Но это легче сказать, чем сделать. Как водится, увы, говорим одно, а делаем другое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Старшеклассникам часто говорят о том, что они должны гордиться своей принадлежностью к школе. Школьные учителя подчеркивают важность приверженности школьным традициям и ценностям. Это было важно, когда я ходил в школу. Многие взрослые все еще помнят о том, что обязаны жить в соответствии с призывом их школ.
Писание побуждает нас жить в соответствии с другим призывом - быть такими, как Он. Иисус, Сын Божий, пришел на землю, чтобы показать нам, что это значит - жить, как должно Божьим детям. Живете ли вы в соответствии с вашим званием и призванием во Христе?
Вы можете “поступать достойно звания” следующим образом: (1) Проанализируйте свое духовное состояние. Попросите Бога раскрыть вам те черты вашей жизни, которые не соответствуют вашему призванию. (2) Выберите одно изменение, которое необходимо в себе совершить, и начните над ним работать прямо на этой неделе. Перемена наступает, когда мы точно знаем, что менять. Установите себе цель на эту неделю. Когда вы придете на богослужение в следующее воскресенье, вы сможете восславить Бога за то, что Он помог вам сделать еще один шаг на пути к жизни, “достойной звания”.
#христиане #христианин #христианство #новыйзавет #изучениебиблии #вера