Найти тему
ИНОСМИ

Bloomberg: советские памятники в Германии не станут жертвой гнева на Россию

  © РИА Новости Татьяна Фирсова
© РИА Новости Татьяна Фирсова

В Восточной Европе призывают сносить советские памятники в знак протеста против спецоперации России на Украине, пишет автор статьи для Bloomberg. Но в Берлине им ничто не угрожает. Для немцев эти монументы – напоминание о том, что СССР спас Германию от нацизма.

Роль Красной армии в разгроме нацистов – это причина, по которой памятники в Германии не станут жертвой гнева на Россию.

Жозефина Фокуль (Josefine Fokuhl)

Во многих бывших республиках Советского Союза в настоящее время сносят памятники этой канувшей в Лету державе в знак протеста против действий России на Украине. Но есть одно примечательное исключение – Берлин.

В столице Германии находится около десятка советских памятников, включая весьма внушительный мемориал павшим советским воинам в Трептов-парке, расположенном рядом с рекой Шпрее. Хотя большинство этих памятников находится на территории бывшего коммунистического Восточного Берлина, несколько монументов располагаются в тех частях города, которые после Второй мировой войны контролировались американцами и британцами, – включая мемориальный комплекс с советскими танками недалеко от Бранденбургских ворот.

Несмотря на несогласие немцев с действиями Москвы на Украине и широкую общественную поддержку антироссийского санкционного режима, советским монументам, которых в Германии сейчас насчитывается около 1000, ничего не угрожает. Эта ситуация резко контрастирует с движениями в поддержку сноса памятников, которые набрали высокие обороты в бывших советских республиках Балтии и бывших странах Организации Варшавского договора, таких как Польша.

Разница объясняется той ролью, которую Красная армия сыграла в разгроме нацистов и память о которой была увековечена множеством монументов, а также надписями советских солдат на стенах здания Рейхстага.

Тем не менее, нынешняя напряженность в отношениях с Москвой оставила свой след и в Берлине. Музей, в котором был подписан акт о капитуляции фашистской Германии, сменил название с Германо-российского музея на Музей "Берлин-Карлсхорст" – по названию района, в котором он расположен.

Этот музей размещен в здании, где во время Второй мировой войны находился штаб Советского Союза, и пользуется спонсорской поддержкой России и ее союзницы Белоруссии, а также Германии и Украины – чей желто-синий флаг развевается перед зданием. Директор Йорг Морре (Jörg Morré) пытается найти способы дальнейшего существования своего музея.

"В настоящее время у нас есть проблемы с тем, чтобы примирить культуры сохранения памяти в странах, которые являются нашими партнерами", – отметил Морре. После начала российской спецоперации на Украине становится "все менее и менее возможно" совместно представлять взгляды Центральной и Восточной Европы на события Второй мировой войны.

В случае со странами Балтии, которые активнее всего выражают протест против нынешних действий России на Украине, отношение к Советскому Союзу намного более однозначно. Эти страны были оккупированы советскими войсками в 1940 году в результате подписания пакта Молотова-Риббентропа, а позже аннексированы, что сопровождалось массовыми жестокими депортациями.

В конце августа латвийские власти снесли 80-метровый обелиск в память о победе Советского Союза над нацизмом, располагавшийся в одном из парков Риги. Множество людей пришли посмотреть, как монумент обрушивается прямо в бассейн у его основания. Это произошло спустя неделю после того, как Эстония убрала советский танк Т-34 в городе Нарва, который тоже служил памятником одержанной победы.

"Потрясение до сих пор чувствуется в этих странах", – сказал Морре. После того как Красная армия разгромила нацистов, "угнетатели 1940 года попросту вернулись". "В этом и состоит важное историческое отличие от Германии", – добавил он.

В других странах памятники тоже часто становятся мишенями по мере переоценки истории. К примеру, в Соединенных Штатах сносят памятники генералам Конфедерации, а в Европе под ударом оказались монументы, воздвигнутые в честь архитекторов колониализма.

"Памятники формируют общественный дискурс", – пояснил Патрик Шостак (Patryk Szostak), представитель Института Пилецкого в Берлине, который финансируется Польшей и который оказывает содействие в исследованиях нацистского и советского тоталитарных режимов.

Чтобы подтолкнуть правительство канцлера Олафа Шольца к отправке тяжелых вооружений на Украину, эта организация помогла создать видео, в котором показано, как советские танки, стоявшие по бокам памятника у Бранденбургских ворот, были сняты с пьедесталов и отбуксированы в Киев украинскими тягачами. Это стало одной из немногих публичных инициатив, направленных против советских памятников в Германии.

"Мы выступаем за то, чтобы вырабатывать сознательный, критический и исторически осмысленный подход к советскому прошлому", – сказал Шостак. По его словам, одним из способов добиться демонтажа монументов могут стать информационные плакаты, которые помогут поместить эти памятники в исторический контекст.

Несмотря на выраженный гнев общественности в адрес России, советские памятники в Германии находятся под защитой. До воссоединения страны в 1990 году обе части Германии подписали договор с четырьмя союзными державами, включая Советский Союз, в котором они обязались сохранять памятники и заботиться о них.

"Мы должны ясно продемонстрировать, что мы соблюдаем условия соглашений, даже если они были заключены с Российской Федерацией, – сказал Илько-Саша Ковальчук (Ilko-Sascha Kowalczuk), историк, выросший в Восточной Германии. – Мы продемонстрируем нашу силу, если сделаем это".

Еще одним препятствием для сноса памятников в Берлине является то, что многие из них представляют собой кладбища. Около 80 тысяч солдат Красной Армии погибли при захвате Берлина. Около 13 тысяч из них похоронены в обширном комплексе в парке берлинского района Шёнхольцер-Хайде на севере столицы. Монумент "Великая Отечественная война" представляет собой статую скорбящей матери, оплакивающей погибшего сына.

Надпись на пьедестале гласит: "Смерть и кровь советских героев, горе и слезы матерей, вдов и сирот не пройдут напрасно. Они зовут к борьбе за прочный мир между народами".

Эти слова вызывают отклик в Германии, особенно после того, как в своей знаковой речи 1985 года президент Западной Германии Рихард фон Вайцзеккер заявил, что поражение его страны стало "освобождением". Эти слова положили конец той двусмысленности и неопределенности, которая преследовала Германию несколько десятилетий после войны.

Недавняя смерть последнего лидера Советского Союза Михаила Горбачева показывает, насколько по-разному падение коммунизма воспринимается в Восточной и Западной Европе.

"Настолько по-разному, что точек соприкосновения практически нет", – отметил Ковальчук, пояснив, что на Западе Горбачева считают героем, тогда как его наследие в бывшей советской сфере влияния запятнано кровью.

Подобный конфликт находит проявление и в современной Германии. Бывший коммунистический восток страны относится к России с меньшей враждебностью, что объясняется их историческими связями. Многие жители Восточной Германии столкнулись с серьезными социальными и экономическими тяготами после воссоединения страны, что дало начало так называемой "остальгии" – этот термин-гибрид соединяет в себе слова "восток" и "ностальгия" и служит для обозначения симпатии к некоторым аспектам советской системы.

Директор музея в Карлсхорсте Морре задумывается о том, чтобы предложить странам Балтии поделиться их взглядом на Вторую мировую войну. Однако он не считает, что закрытие музея или снос памятников могут стать адекватным ответом на нынешнюю напряженность в отношениях с Россией.

"В конце концов, придется признать – нравится вам это или нет, – что Советский Союз освободил Германию от нацизма, – сказал Ковальчук. – И памятники служат нам напоминанием об этом".

Оригинал статьи

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц