В наступившем спортивном сезоне 2022/2023 Школа боевых искусств заслуженного тренера России, 11-кратного чемпиона мира по тхэквондо Анатолия Чиканчи отпразднует 25 лет. А 1 сентября исполнился один год филиалу школы в Москве. О том, как прошел этот год, Анатолий Васильевич рассказал в День знаний. Интервью состоялось в обновленном спортивном зале в Испанских кварталах «Пионер».
– Чем вам запомнился первый год работы московского филиала Школы боевых искусств?
– Год был достаточно интересный, непростой. Мы начали его с запуска спортивного зала в жилом комплексе «Испанские кварталы». Сталкивались, конечно же, с ковидными проблемами – одни «товарищи» не хотели нам привозить покрытие, вторые не хотели привозить маты и т. д. Проблема с поставкой оборудования в нужные сроки возникала постоянно. И в результате 1 сентября мы встретили на голом полу. Людям, которые приходили в наш зал, мы не могли показать замечательную картинку, которую можно увидеть сегодня. Когда человек приходит к нам, он ведь не знает меня, не знает нашу школу, он, конечно, ориентируется на внешний облик.
Мы не знали закона о рекламе и наклеили на всех окнах сплошную рекламу с дырочками: можно было с одной стороны видеть, что происходит в спортивном зале, а с другой стороны – нет. И в один прекрасный момент к нам пришла соответствующая служба и отодрала всю нашу рекламу. Вы не представляете, что это было. Люди приходят и видят хаос, бардак. Незнание закона не освобождает от ответственности, но для нас это был серьезный урон.
Непонятно было как рекламировать наши услуги и как работать с не русскоязычными людьми. Приходило много детей, которые не разговаривали по-русски, было тяжело в этом плане. Непонятно было, когда дети начинают учиться. В этом районе, как раз в год открытия филиала нашей школы, запустилась общеобразовательная средняя школа, и там тоже был небольшой хаос, особенно 1 сентября. Уточнялось расписание уроков, во сколько они будут заканчиваться: в два часа, в час или в двенадцать. Расписание гуляло, поэтому мы подстраивались под детей, анализировали, как лучше это можно сделать. Так мы прошли период адаптации.
Сегодня мы посмотрели фотографии, которые были сделаны ровно год назад – где мы были, как мы работали, что мы делали в этот день. Мы выходили на улицу из зала, и все школьники выстраивались перед нашими окнами на линейку. А сегодня школа решила по-другому провести 1 сентября и поменяла дислокацию линейки, соответственно наш талисман тигр пошел в друге место, и там мы уже попытались сымпровизировать.
В Москве постоянно какие-то непредсказуемые события происходят, нам постоянно приходится подстраиваться. Но, с другой стороны, когда нестабильно, есть какие-то приключения, получается очень интересно.
Детки очень хорошие у нас, родители отзывчивые. Больше 90% семей приехали в Москву из Удмуртии, Ижевска, Казани, Новосибирска, Дагестана, Чечни, Ингушетии. Это люди, которые переселились. Мы тут тоже не местные, но стараемся дать такое качество услуг, такую подготовку, чтобы им было комфортно, чтобы дети получали только самое лучшее.
– В каких соревнованиях у начинающих спортсменов школы получилось принять участие, какие были у них успехи?
– В нескольких. Дважды мы проводили соревнования непосредственно в нашем зале, это были товарищеские встречи – с медалями, со спонсорами, с вручением интересных призов. Мы выступали на выездных соревнованиях – ездили в Санкт-Петербург на Открытый кубок Европы по тхэквондо «Кубок Северной Пальмиры». И впервые мы провели здесь, в Москве, важные для нас соревнования сезона 2021/2022 – большой Всероссийский турнир по тхэквондо «Возрождение». Наша школа выступила в качестве организаторов и хозяев этих соревнований. Приехали спортсмены из Хабаровска, Республики Коми, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, много ребят.
Турнир проходил в парк-отеле «Покровское», в спортивно-развлекательном центре «Армада». Там спортивный зал и места для проживания находятся на одной территории, а это очень важно, не надо никуда ехать. Москвичи могли при желании арендовать домик для всей семьи, что в условиях жизни в мегаполисе немаловажно. 18 наших столичных начинающих тхэквондистов выступили достаточно прилично. Турнир и был придуман, прежде всего, для таких, как они, для белых поясов и для новичков.
Каждый раз при проведении соревнований основная наша концепция заключается в том, чтобы сделать спорт доступным, когда каждый может подняться на пьедестал почета, ощутить себя чемпионом, получить медаль, грамоту, сфотографироваться со своими родителями, близкими и получить те положительные эмоции, которые помогут ему дальше продвигаться на пути к совершенствованию, в нашем случае – к черному поясу.
Хочу сказать большое спасибо нашим волонтерам-родителям, москвичам, которые помогли нам провести турнир. У нас ведь здесь нет ни транспорта, ни техники, нет каких-то простых вещей, которые есть у нас в Сыктывкаре. Вместе мы сделали турнир достойным.
– Расскажите о вашей авторской методике, какие цели перед собой ставите, какие инструменты в работе с детьми используете?
– В нашей школе мы стараемся воспитать, прежде всего, гармонично развитую личность во всех ее положительных проявлениях, и один из основных инструментов – дневник успеха. Это небольшая книжечка, которую мы выдаем на самом первом занятии всем нашим воспитанникам. Здесь есть небольшой словарь, корейские термины, различные домашние задания, стихотворения, тесты по общей физической подготовке и многое другое. С выученным стихотворением ребенок может выступить у себя в детском садике, показать, чему он научился в нашей школе, и это может стать его первой презентацией. Через стимулирование заполнять дневник мы стараемся привить ребенку любовь к систематическим занятиям. Тренер каждое занятие старается посмотреть дневник и оценить работу ребенка.
Каждый сезон мы проводим конкурс «Лучший ученик года». Мы берем годичный срез, ребенок приносит обычный общеобразовательный дневник, мы смотрим оценки, и тот воспитанник, который получает максимальное количество пятерок, становится лучшим учеником нашей школы. К этому дневнику прикладываются различные грамоты, не обязательно спортивные, это могут быть грамоты, к примеру, за игру на скрипке, рисование, лепку. Если ребенок активно развивается во многих видах деятельности и учится хорошо, мы это поощряем, таких ребят мы стараемся выделить среди всех наших воспитанников и обязательно их наградить.
Каждый триместр у нас подводятся итоги в конкурсе «Самый стойкий». Побеждает тот спортсмен, который не пропустил ни одной тренировки, аттестации, соревнования. Как правило это дети, которые очень серьезно занимаются в нашей школе. Для них один прожитый день без тренировки – это зря прожитый день.
– Как вы контактируете с членами семей ваших воспитанников, вовлечены ли они в жизнь вашей школы, находят ли для этого время?
– Конечно, как и наша работа с детьми, такое взаимодействие не менее важно. В наш тренировочный процесс родителей мы вовлекаем при помощи семейных и открытых тренировок. Чем отличается семейная тренировка от открытой: семья приходит к нам всем составом – папа, мама, возможно, дедушка или бабушка, и мы подбираем такие упражнения, которые могут выполнить все. Создаем позитивный настрой и даем физическую нагрузку в зависимости от физических данных.
Семейная тренировка делается для того, чтобы максимально сплотить семью между собой. Телевизор, работа, интернет – это факторы, которые нас разобщают, нам важно делать что-то совместно – это объединяет, все друг друга начинают понимать с полуслова, сидя в одной лодке, гребут в одном и том же направлении.
А открытые занятия необходимы для того, чтобы родители понимали, чем занимаются их дети на тренировках, и какие специалисты с ними работают. На открытые тренировки мы приглашаем всех желающих членов семей, они могут просто наблюдать или вместе с ребенком выполнять различные упражнения из программы тренировочного процесса. Такие занятия проходят в позитивной эмоциональной обстановке, у родителей складывается картинка, они могут помочь ребенку выполнить домашнее задание, контролировать, как ребенок занимается, поднимать его мотивацию и стимулировать к дальнейшему росту.
– Важное значение в вашей школе уделяется персональным и индивидуальным занятиям. В чем их отличие, как они проводятся, почему без таких тренингов обойтись можно, но вы не рекомендуете?
– Все мы с вами учились в школе, и, когда мы хотели победить на какой-либо олимпиаде или улучшить свои знания в каком-то избранном предмете, нам необходимо было взять репетитора и позаниматься с ним индивидуально, чтобы поработать более качественно, более глубоко. Индивидуальные или персональные тренировки – это те тренировки, которые нужны для того, чтобы или хорошо сдать экзамен по тхэквондо, по знанию боевых искусств, или целенаправленно подготовиться к предстоящим соревнованиям, или проработать какие-то определенные навыки. Мы же все понимаем, что у тренера 10-12 воспитанников в группе, и каждого он не сможет поправить. Конечно, он будет стараться это делать, но, когда идет работа глаза в глаза, качество усваиваемого материала несоизмеримо выше. Поэтому я всегда рекомендую формат персональных и индивидуальных тренировок. Чем они отличаются? Персональный тренинг – один на один, индивидуальный – 2-3 человека в мини-группе. Приходите, записывайтесь!
– Что ждет спортсменов всех филиалов школы в предстоящем спортивном сезоне 2022/2023?
– Мы постарались максимально уместить различные соревнования – внутриклубные и межклубные, и попробуем поучаствовать в международных турнирах. В нынешней непростой политической обстановке очень тяжело выехать за рубеж. Но мы уже получили приглашение на чемпионат Азии, который будет проходить в Южной Корее, и надеемся, что поедем на чемпионат мира в Казахстан. Это серьезные международные старты. В феврале планируем провести чемпионат России нашей школы в Москве – соберем детей, которые воспитываются в наших филиалах по всей стране. Но приглашаем и всех желающих принять участие в этих соревнованиях, организуем турнир на хорошем профессиональном уровне под эгидой, что тхэквондо должно быть детским спортом, доступным каждому ребенку, независимо от его принадлежности к той или иной федерации, направления или амбиций тех или иных спортивных функционеров.
– В этом спортивном сезоне вашей школе исполнится 25 лет, а это четверть века традиций, успеха, неудач и поражений. Чего было больше?
– Да, юбилей у нас будет в 2023 году. Было всё! Но неизменным оставалось и остается только одно – все эти 25 лет мы работаем с детьми, начинаем с трехлетних малышей и заканчиваем старшеклассниками, которые поступают в высшие или средние учебные заведения. Тренируем взрослых мужчин и женщин, а не так давно, лет 6 назад, начали работать с бабушками и дедушками – открыли для них группы «Третий возраст». Двери нашей школы всегда открыты для старшего поколения, мы знаем, как поднять им настроение и укрепить физически.
Неизменными остаются и принципы, которыми мы руководствуемся, – это уважение и вежливость, честность и доброта, настойчивость и терпение, самоконтроль и самообладание, сильный дух. Мы стараемся, чтобы новые поколения могли превзойти нас во всем, чтобы ребята шли по жизни, соблюдая общечеловеческие ценности, и учили этому своих детей. У многих наших воспитанников есть свои дети, и своих детей они приводят к нам.
За эти годы наша школа подготовила много чемпионов мира и Европы, мы выступали в разных странах – в Аргентине, Южной Корее, Канаде, Болгарии, Англии, Шотландии, где мы только не были, где только в нашу честь не поднимался флаг России, и где только не играл гимн. Восемь наших воспитанников выполнили норматив мастера спорта России международного класса, у нас 38 мастеров спорта России, а количество кандидатов в мастера спорта и перворазрядников не поддается исчислению. У нас хороший бэкграунд. Приглашаем вашего ребенка в нашу школу, будет здорово, если свой спортивный путь он начнет вместе с нами!